• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 57.78 -0.61 EUR ЦБ РФ 60.97 -1.13
    BTC 29296.88 usd BTC 1664062.78 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.05.2021 13:47:50
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Россия выходит из договора по открытому небу: как это повлияет на логистику

19 мая депутаты Государственной думы РФ поддержали денонсацию Россией договора по открытому небу. Эксперты рассказали о том, как выход из соглашения повлияет на логистику.
Россия выходит из договора по открытому небу: как это повлияет на логистику
Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Он представляет собой многосторонний международный договор, который разрешает свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов. Цель, которую преследует ДОН, – содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями.

Россия участвовала в договоре с самого начала, но ратифицировала ДОН 26 мая 2001 года.

Процесс выхода из ДОНа запустили Соединенные Штаты Америки. 21 мая прошлого года администрация экс-президента Дональда Трампа объявила о выходе США из договора по открытому небу. Ранее, в 2019 -м, Вашингтон вышел из договора по ракетам средней и меньшей дальности. В обоих случаях причиной названы действия России, в частности, Трамп заявил о нарушении Москвой положений подписанного в 1992 году договора.

В ноябре прошлого года США в одностороннем порядке официально вышли из договора, что послужило причиной ответной реакции со стороны России.

Российская сторона указывала, что после выхода США участниками ДОНа остаются страны, входящие в НАТО, что позволяет Вашингтону получать информацию от них. В то же время России будет запрещено осуществлять инспекции над территорией США.

4 мая текущего года правительством РФ было одобрено и представлено президенту РФ для внесения в Государственную думу предложение о денонсации договора. 11 мая законопроект о денонсации был внесен президентом в Госдуму, и 19 мая та проголосовала за денонсацию договора.

«Договор предоставляет право государствам-участникам совершать наблюдательные полеты над любыми территориями друг друга в соответствии с квотами, согласованными наблюдательными миссиями. Документом регламентируется проведение таких полетов, устанавливаются требования к самолетам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения, а также определяется механизм контроля за соблюдением договора», – отмечают в Госдуме РФ.

«Америка вышла. Кто остался? Сателлиты Америки, страны НАТО. Конечно, сейчас они говорят: «Пускай Россия не выходит!». Почему? Им хочется облеты делать, проводить разведывательные операции. А потом все эти данные передавать тем же США. А кто остался? Там облет невозможно сделать – самолет тормозить начинает и уже перелетает в другую страну. США сами вышли и что же они считают – Россию они будут мониторить и дальше? Надо выходить и, более того, дальше разговаривать только на основе отношений, которые будут строиться на равноправной основе, а не в рамках двойных стандартов, как сейчас», – сказал на пленарном заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин.

А замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что США так и не дали внятного ответа РФ по ситуации с ДОНом.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О денонсации Российской Федерацией договора по открытому небу» отмечается, что договор способствовал значительному укреплению доверия в военной сфере и Россия внесла существенный вклад в его выполнение, ежегодно принимала и проводила наибольшее количество наблюдательных полетов, а также первой создала и начала использовать цифровую аппаратуру наблюдения.

«22 ноября 2020 года США под надуманным предлогом вышли из договора, что существенно нарушило баланс интересов государств – участников договора, достигнутый при его заключении. Таким образом, был нанесен серьезный ущерб соблюдению договора и его значимости в укреплении доверия и транспарентности, возникла угроза национальной безопасности Российской Федерации. В этих обстоятельствах принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из договора», – говорится в записке.

В разговоре о влиянии денонсации на пассажирские и грузовые перевозки большинство опрошенных экспертов редакции подчеркнули, что денонсация ДОНа касается только военных договоров и осмотров территории с воздуха. Представитель международного аэропорта Шереметьево – первого в России по объему пассажиропотока – также отказался комментировать, ссылаясь на обращение к компетенции профильных госорганов.

«Денонсация договора – это программа военного сотрудничества о предоставлении военной информации, и к гражданским полетам – ни к пассажирским, ни к грузовым перевозкам – отношения не имеет. Эти самолеты не соприкасаются в пространстве даже близко», – говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Аналогичную позицию высказывает и промышленный эксперт Леонид Хазанов: для российских авиаперевозчиков денонсация договора по открытому небу не будет иметь никаких последствий, поскольку он касается исключительно полетов разведывательных аппаратов, не имеющих какого-либо вооружения. Совершенно очевидно, что как летали они, так и будут летать. «Вряд ли россиянам теперь стоит отказываться от полетов на самолетах – им явно ничего не угрожает. Поэтому они могут продолжать пользоваться услугами воздушного транспорта, отечественного или иностранного. Стоимость же билетов для них вряд ли повысится – скорее, уж она изменится под влиянием цен на авиационное топливо», – делится он своим мнением.

По словам эксперта, нет необходимости в повышении требований к уровню оснащения воздушных средств, осуществляющих грузовые перевозки, электронными средствами, обеспечивающими их связь с наземными службами. «По крайней мере до сегодняшнего дня никаких проблем не возникало, и нет оснований ожидать каких-то угроз в будущем», – говорит он.

«Договор по открытому небу уже перестал действовать по вине США и, как ни странно, Турции. Поэтому на финансовое положение российской авиационной индустрии он никак не повлияет», – добавляет Л. Хазанов.

По мнению военного обозревателя, члена Российского совета по международным делам Александра Ермакова, выход России из ДОНа – это лишний повод для Европы переживать о разрушении системы европейской безопасности, выстроенной после окончания холодной войны.

Рассмотрение денонсации Советом Федерации ожидается 2 июня.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions