+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.05.2021 13:47:50
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Россия выходит из договора по открытому небу: как это повлияет на логистику

19 мая депутаты Государственной думы РФ поддержали денонсацию Россией договора по открытому небу. Эксперты рассказали о том, как выход из соглашения повлияет на логистику.
Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 государств – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Он представляет собой многосторонний международный договор, который разрешает свободные полеты невооруженных разведывательных летательных аппаратов в воздушном пространстве стран-подписантов. Цель, которую преследует ДОН, – содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями.

Россия участвовала в договоре с самого начала, но ратифицировала ДОН 26 мая 2001 года.

Процесс выхода из ДОНа запустили Соединенные Штаты Америки. 21 мая прошлого года администрация экс-президента Дональда Трампа объявила о выходе США из договора по открытому небу. Ранее, в 2019 -м, Вашингтон вышел из договора по ракетам средней и меньшей дальности. В обоих случаях причиной названы действия России, в частности, Трамп заявил о нарушении Москвой положений подписанного в 1992 году договора.

В ноябре прошлого года США в одностороннем порядке официально вышли из договора, что послужило причиной ответной реакции со стороны России.

Российская сторона указывала, что после выхода США участниками ДОНа остаются страны, входящие в НАТО, что позволяет Вашингтону получать информацию от них. В то же время России будет запрещено осуществлять инспекции над территорией США.

4 мая текущего года правительством РФ было одобрено и представлено президенту РФ для внесения в Государственную думу предложение о денонсации договора. 11 мая законопроект о денонсации был внесен президентом в Госдуму, и 19 мая та проголосовала за денонсацию договора.

«Договор предоставляет право государствам-участникам совершать наблюдательные полеты над любыми территориями друг друга в соответствии с квотами, согласованными наблюдательными миссиями. Документом регламентируется проведение таких полетов, устанавливаются требования к самолетам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения, а также определяется механизм контроля за соблюдением договора», – отмечают в Госдуме РФ.

«Америка вышла. Кто остался? Сателлиты Америки, страны НАТО. Конечно, сейчас они говорят: «Пускай Россия не выходит!». Почему? Им хочется облеты делать, проводить разведывательные операции. А потом все эти данные передавать тем же США. А кто остался? Там облет невозможно сделать – самолет тормозить начинает и уже перелетает в другую страну. США сами вышли и что же они считают – Россию они будут мониторить и дальше? Надо выходить и, более того, дальше разговаривать только на основе отношений, которые будут строиться на равноправной основе, а не в рамках двойных стандартов, как сейчас», – сказал на пленарном заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин.

А замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что США так и не дали внятного ответа РФ по ситуации с ДОНом.

В пояснительной записке к проекту федерального закона «О денонсации Российской Федерацией договора по открытому небу» отмечается, что договор способствовал значительному укреплению доверия в военной сфере и Россия внесла существенный вклад в его выполнение, ежегодно принимала и проводила наибольшее количество наблюдательных полетов, а также первой создала и начала использовать цифровую аппаратуру наблюдения.

«22 ноября 2020 года США под надуманным предлогом вышли из договора, что существенно нарушило баланс интересов государств – участников договора, достигнутый при его заключении. Таким образом, был нанесен серьезный ущерб соблюдению договора и его значимости в укреплении доверия и транспарентности, возникла угроза национальной безопасности Российской Федерации. В этих обстоятельствах принято решение о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из договора», – говорится в записке.

В разговоре о влиянии денонсации на пассажирские и грузовые перевозки большинство опрошенных экспертов редакции подчеркнули, что денонсация ДОНа касается только военных договоров и осмотров территории с воздуха. Представитель международного аэропорта Шереметьево – первого в России по объему пассажиропотока – также отказался комментировать, ссылаясь на обращение к компетенции профильных госорганов.

«Денонсация договора – это программа военного сотрудничества о предоставлении военной информации, и к гражданским полетам – ни к пассажирским, ни к грузовым перевозкам – отношения не имеет. Эти самолеты не соприкасаются в пространстве даже близко», – говорит главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Аналогичную позицию высказывает и промышленный эксперт Леонид Хазанов: для российских авиаперевозчиков денонсация договора по открытому небу не будет иметь никаких последствий, поскольку он касается исключительно полетов разведывательных аппаратов, не имеющих какого-либо вооружения. Совершенно очевидно, что как летали они, так и будут летать. «Вряд ли россиянам теперь стоит отказываться от полетов на самолетах – им явно ничего не угрожает. Поэтому они могут продолжать пользоваться услугами воздушного транспорта, отечественного или иностранного. Стоимость же билетов для них вряд ли повысится – скорее, уж она изменится под влиянием цен на авиационное топливо», – делится он своим мнением.

По словам эксперта, нет необходимости в повышении требований к уровню оснащения воздушных средств, осуществляющих грузовые перевозки, электронными средствами, обеспечивающими их связь с наземными службами. «По крайней мере до сегодняшнего дня никаких проблем не возникало, и нет оснований ожидать каких-то угроз в будущем», – говорит он.

«Договор по открытому небу уже перестал действовать по вине США и, как ни странно, Турции. Поэтому на финансовое положение российской авиационной индустрии он никак не повлияет», – добавляет Л. Хазанов.

По мнению военного обозревателя, члена Российского совета по международным делам Александра Ермакова, выход России из ДОНа – это лишний повод для Европы переживать о разрушении системы европейской безопасности, выстроенной после окончания холодной войны.

Рассмотрение денонсации Советом Федерации ожидается 2 июня.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions