+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2020 15:53:11
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Ограничения или дополнительные возможности? Как коронавирус влияет на перевозку грузов

Распространение в мире коронавирусной инфекции временно приостановило пассажирское движение между целым рядом стран. РЖД-Партнер выяснил, меняет ли коронавирус характер грузовых перевозок и логистического сообщения? Какие новые вызовы встают перед грузоперевозчиками, а главное – испытывают ли ритейлеры проблемы с доставкой товаров?
Как едет железная дорога?

Коронавирус практически никак не повлиял на железнодорожные грузоперевозки. Как напоминают в пресс-службе «РЖД Логистики», железнодорожное грузовое сообщение с Китаем в прямом и обратном направлении не прерывалось. Оно ведется в обычном режиме.

Несмотря на это, по словам самого бизнеса, закрытие на карантин некоторых предприятий оказывает влияние на транспорт и логистику, так как тормозятся поставки и заказы на перевозки.

При этом заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов говорит, что вирус не мешает им возить уголь, а возможно, даже и поможет. «На данный момент распространение коронавирусной инфекции никак не мешает грузовым перевозкам. А сейчас, когда снимаются нитки пассажирских поездов, может быть, этот график будут составлять грузовые поезда в направлении Дальнего Востока. Я понимаю, что там будет небольшой процент. Тем не менее, как ни странно, это может послужить для нас позитивно. Но на текущий момент пока никакой информации из Центральной дирекции об этом не поступало», – заверяет он. 

Что с почтой?

Огромную долю поставок на рынке занимает «Почта России» – федеральный почтовый оператор, имеющий 42 тыс. отделений по всей стране. Вчера совет директоров «Почты России» поручил гендиректору компании Максиму Акимову проанализировать последствия ситуации с коронавирусом на бизнес предприятия и до июня скорректировать бизнес-план на текущий год. 

Несколькими днями ранее «Почта России» сообщала о том, что наблюдает снижение объемов международных посылок, но ожидает, что на фоне пандемии потребители будут замещать походы по магазинам покупкам через интернет, чтобы сократить количество личных контактов.

«Одновременно «Почта России» планирует увеличить число отправлений с товарными вложениями, доставляемых до/от двери клиентов. Корпоративные клиенты могут заключить договор с «Почтой России» удаленно в электронном виде», – сообщали в компании. 

Начиная с февраля 2020 года компания фиксирует снижение объемов входящей международной почты. Эту ситуацию объяснили в том числе традиционным сезонным снижением, к которому добавился эффект от закрытия производств в Китае.

Как обеспечивается доставка продовольствия?

В понедельник, 16 марта, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев поручил обеспечить двухмесячные запасы основных видов продовольствия. Сегодня пресс-секретарь Ассоциации компаний розничной торговли Илья Власенко сообщил, что запасов продуктов питания в магазинах хватит минимум на 8 недель, при этом они постоянно пополняются.

Несмотря на это, уже не первый день жители российских городов, в том числе тех, куда коронавирус еще не добрался, устраивают массовую скупку товаров первой необходимости. Фотографии на форумах и в социальных сетях пестрят пустыми полками, а покупатели выстраиваются в длинные очереди. Повышенным спросом пользуются макароны, гречневая крупа, средства личной гигиены и бытовая химия.

И. Власенко успокаивает: бесперебойная доставка товаров осуществляется в небольшие торговые точки, где складские помещения ограничены по размерам.

Представитель ведущей компании современной розничной торговли Х5 Retail Group говорит, что проблем с поставками нет.

В розничной сети «Магнит» на фоне роста спроса на товары первой необходимости увеличили отгрузки из распределительных центров в магазины на 20% по всему ассортименту продукции.

Как сообщают в компании, отгрузки товаров первой необходимости, в том числе круп, муки, сахара, подсолнечного масла, консервов, детского питания, сгущенного молока, бытовой химии и средств личной гигиены, компания нарастила на 30%. Эти предупредительные меры направлены на обеспечение постоянного наличия продукции на полках магазинов.

«Сейчас компания поддерживает стандартный график поставок в торговые точки, но увеличила их объем, чтобы иметь возможность гибко реагировать на рост спроса. «Магнит» в любой момент может нарастить частоту поставок. В настоящее время задействован весь собственный парк грузовиков компании – около 5,6 тыс. автомобилей», – сообщают в компании. «Магнит» размещает у поставщиков увеличенные заказы на товары первой необходимости.

Получить оперативный комментарий от представителей сети «Лента», «Ашан», «Дикси» пока не удалось. Данным ритейлерам были направлены запросы.

Тормозятся ли автоперевозки?

Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин подчеркивает: все работают в обычном режиме.

«Мы как работали, так и работаем. Если грузовой автотранспорт остановит свою работу, вся экономика станет. Мы связующее звено всей экономики. И что бы ни было, грузовой транспорт в любом случае будет перевозить товары народного потребления. Даже те же самые салфетки или еще что-то. Можно остановить работу детских садов или школ, перевести чиновников на удаленную работу, но не бизнес. Потом процесс запустить будет очень сложно. Бизнес – заложник ситуации: кредиты, лизинг, обязательства перед работниками, налоги и т. д.», – комментирует он.

Более того, В. Матягин добавил, что на днях состоится отчетное годовое собрание, куда приедут члены ассоциации из многих регионов. «Есть некоторые вопросы, но они связаны не с данной ситуацией, а с другими факторами, [такими] как сезонность, например, в некоторых спектрах перевозок», – отмечает он.

В то же время еще месяцем ранее некоторые перевозчики сообщали о затягивании времени проезда из-за дополнительных проверок водителей и грузов на границе. Например, китайские водители грузового транспорта перед пересечением границы проходят обязательный медицинский скрининг.

Не все так спокойно на рынке международных автомобильных перевозок и на других направлениях. На днях Ассоциация международных автомобильных перевозчиков за подписью генерального директора Андрея Курушина направила письмо в адрес заместителя министра транспорта РФ Алексея Семенова о блокировке российских грузовиков на границах Словении и Венгрии.

В частности, представители ассоциации отмечают, что в связи с введением большинством европейских стран ограничительных мер, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции, возникли серьезные затруднения в выполнении международных автомобильных перевозок грузов российским транспортом.

Наиболее напряженная ситуация складывается на итальянском направлении из-за вводимых ограничений в Словении и Венгрии. «В Словении введен полный запрет грузовых и пассажирских перевозок из Италии транзитом через словенскую территорию. В это связи на итальянско-словенской границе оказались заблокированы грузовые автотранспортные средства, в том числе российские, которым был запрещен въезд в Словению», – сообщается в письме.

Кроме того, по сообщениям российских автоперевозчиков, несколько десятков принадлежавших им автопоездов в настоящее время ожидают пересечения границы между Словенией и Венгрией, которая также ограничивает пропуск через свою территорию транспортных средств с грузом из Италии.

«В то же время, по имеющейся информации, по договоренности между властями Словении и рядом европейских стран с 14 марта 2020 года организуется выезд заблокированных на границе грузовых автомобилей данных стран под сопровождением словенской полиции. Также сообщается о случаях пропуска транзитом через Венгрию иностранных грузовиков, следующих из Италии», – добавляют авторы письма.

Они просят замминистра транспорта как можно быстрее обратиться в МИД России для урегулирования данного вопроса с властями Словении и Венгрии по дипломатическим каналам.

Сохранить существующие цепочки международных поставок, причем с соблюдением всех мер безопасности, – одна из главных задач, стоящих сейчас перед участниками логистического сообщения. Значительный объем экспорта и импорта по-прежнему осуществляется через Казахстан. Эксперт в транспортно-логистической сфере, председатель Ассоциации отраслевых медиа и генеральный директор ТОО «Tранс Logistics Kазахстан Media» Жанна Исингарина уточняет, что перевозка грузов в международном сообщении автомобильным транспортом должна осуществляться с соблюдением карантинных и санитарно-эпидемиологических норм. Водители независимо от гражданства для пересечения государственной границы должны использовать заграничные паспорта.

«При прибытии в пункт пропуска для въезда на территорию Республики Казахстан (в том числе транзитного следования) водителей из стран категорий 1а) и 1б), а также водителей других государств, пребывавших последние 30 суток в странах категорий 1а) и 1б), пропуск грузов допускается при условии замены водителя на территории автомобильного пункта пропуска с соблюдением карантинных и санитарно-эпидемиологических норм либо с заменой на казахстанские тягачи», – комментирует она взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности.

Со ссылкой на главного инженера АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) Батыра Котырева Ж. Исингарина накануне сообщила о том, что Казахстан не останавливает грузовые перевозки с Китаем из-за вспышки коронавируса. На международных стыковых пунктах с КНР перевозки осуществляются в штатном режиме. Из-за вспышки коронавирусной инфекции движение грузовых поездов не останавливается.

По данным КТЖ, введение чрезвычайного положения в стране в связи с эпидемией коронавируса не повлияло на грузовые перевозки. Объем перевозок между Казахстаном и КНР за 2 месяца и 15 дней марта текущего года вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Что же касается воздушного транспорта, здесь советник руководителя Росавиации Елена Михеева прогнозирует значительное снижение грузооборота, связанное в том числе с закрытием границы. «За март данных по перевозкам пока нет, но большая вероятность, что они снизятся», – отметила она. Сейчас в России действует ограничение на полеты в Китай, Южную Корею, Иран, а также во все страны Евросоюза, Норвегию и Швейцарию.

Но с российской стороны ограничений на ввоз авиационного груза пока нет.

Напомним, что накануне эксперты предупредили о потере российскими авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за распространения эпидемии коронавируса.

По последним данным, число выявленных случаев заражения новой коронавирусной инфекцией в России выросло до 147, из них 144 –у граждан РФ. Всего в мире, по данным Роспотребнадзора, на 8.00 общее число заболевших составило 197 802 подтвержденных случая.

Наталья Гусаченко


Также приглашаем вас принять участие в нашем опросе по ссылке и рассказать о том, как пандемия повлияла на логистику вашей компании по почте rasp@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions