• Ставка на полувагон
    2497
    6 %
    руб./сут.
    декабрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.82 0 EUR ЦБ РФ 83.32 0
    BTC 48965.25 usd BTC 3612656.15 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2020 16:08:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

К 2025-му рынок ожидает более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу

Ежегодный оборот между Китаем и Европой превышает 20 млн контейнеров, но только 2% из них транспортируются через Россию. При этом китайские компании говорят о большом интересе к сухопутному маршруту и планируют, что к 2025 году по нему будет проходить 10–15% грузооборота между КНР и Европой.
К 2025-му рынок ожидает более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу
Внешнее и внутреннее

Сегодня до 30% всего объема контейнерных перевозок РФ составляет внешнеторговое сообщение с Китаем. С 2010 по 2019 год объем товарооборота России с КНР вырос почти вдвое (с $59 млрд до $111 млрд). Все это потянуло за собой и активное развитие инфраструктуры контейнерных перевозок: растет доля железнодорожного сообщения как наиболее быстрого вида наземной доставки, добавляются новые маршруты перево­зок, широко развиваются мультимодальные перевозки, расширяется география доставок, повышается вариативность направлений, появляется возможность предложить клиенту тот маршрут и бюджет контейнерной перевозки, которые будут максимально отвечать его задачам.

«Приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте», – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.

В настоящее время по территории региона проходят несколько транзитных транспортных коридоров, так или иначе являющихся частями экономического пояса Шелкового пути. Речь идет о четырех железнодорожных маршрутах, следующих в Европу через Казахстан.

Транссибирская магистраль по-прежнему остается самым длинным транспортным коридором в мире.

Направления, связывающие Европу и Азию, безусловно, являются востребованными, но переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию сдерживает целый ряд факторов.

Субсидирование, согласование ставок со стороны всех участников процесса, сокращение сроков доставки грузов, а также увеличение грузооборота российских хабов за счет модернизации существующих или строительства новых мощностей инфраструктуры – главные способы увеличения объема транзита из стран АТР через Россию.

Что сейчас идет из Китая в Европу? По большей части товары народного потребления, электроника и комплектующие. В обратном направлении – товары с более высокой добавленной стоимостью, которые в Китае не производятся.

Нешуточная конкуренция

Основными составляющими для повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок называются снижение их себестоимости, упрощение таможенного транзита и развитие инфраструктуры перевалочных пунктов (станций). Последнее, а именно развитие транспортной инфраструктуры, особенно транзитной, наверняка сможет привести к естественному увеличению транзитных грузопотоков, комментирует Игорь Ляшик. Помимо этого, он обращает внимание на узость железно­дорожных подходов к портам Владивостока, что также требует увеличения пропускной способности Транссиба и развития терминальной инфраструктуры на границе с ЕС.

Отсутствие единых требований к документам между таможней и железной дорогой в настоящее время, по словам некоторых участников рынка, к сожалению, является также проблемной составляющей в транзитных контейнерных перевозках.

Конкуренция на рынке контейнерных перевозок постепенно обостряется, часть игроков демпингуют, на рынок продолжают выходить новые экспедиторские компании. В нынешней экономической ситуации, когда рубль ослабевает, есть все шансы на развитие экспорта, тогда как импорт может начать сокращаться, предполагает руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков.

Объем экспортных поставок растет у большинства операторов.

Если в целом говорить о развитии сухопутных погранпереходов, здесь наблюдается активизация Казахстана.

Прогнозы: не слишком ли оптимистичны?

Сегодня 98% грузов из АТР идет по морю и лишь 2% по суше. Мировой темп прироста контейнерного грузооборота, в том числе между Азией и Европой, как уже отмечалось, составляет 5–6% в год. Таким образом, к 2025-му торговля по этому маршруту может составить 27 млн контейнеров, а по Транссибу можно будет перевозить 1,5 млн контейнеров. Потенциал перевозок высок, и ряд участников рынка ожидают более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу. В частности, Александр Исурин предполагает, что к 2025 году общий объем торговли между ними будет составлять около 25–26 млн TEU.

Важную роль в процессах ускорения развития и увеличения объемов призвано сыграть упрощение таможенных процедур. Руководство Федеральной таможенной службы заверяет о тесном сотрудничестве со странами АТР и Восточной Азии, которое в целом способствует гармонизации стандартов и процедур перехода таможенной границы государств.

В долгосрочной перспективе, по мнению операторов, увеличению транзитных потоков будет способствовать поступательный рост товарооборота России с Китаем и другими странами АТР. Сейчас же пока сложно спрогнозировать результаты 2020 года, хотя, безусловно, на фоне общемировой пандемии коронавируса и нефтяного кризиса и, как следствие, чрезвычайно сильного падения деловой активности в РФ они будут отрицательными по сравнению с прошлым годом. Пока что негативные последствия этих событий сложно оценить.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions