+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2020 16:08:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

К 2025-му рынок ожидает более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу

Ежегодный оборот между Китаем и Европой превышает 20 млн контейнеров, но только 2% из них транспортируются через Россию. При этом китайские компании говорят о большом интересе к сухопутному маршруту и планируют, что к 2025 году по нему будет проходить 10–15% грузооборота между КНР и Европой.
Внешнее и внутреннее

Сегодня до 30% всего объема контейнерных перевозок РФ составляет внешнеторговое сообщение с Китаем. С 2010 по 2019 год объем товарооборота России с КНР вырос почти вдвое (с $59 млрд до $111 млрд). Все это потянуло за собой и активное развитие инфраструктуры контейнерных перевозок: растет доля железнодорожного сообщения как наиболее быстрого вида наземной доставки, добавляются новые маршруты перево­зок, широко развиваются мультимодальные перевозки, расширяется география доставок, повышается вариативность направлений, появляется возможность предложить клиенту тот маршрут и бюджет контейнерной перевозки, которые будут максимально отвечать его задачам.

«Приоритетное значение для Китая имеют инфраструктурные проекты, позволяющие не только обеспечить беспрепятственную доставку китайских экспортных товаров в другие регионы Евразии и загрузить производственные мощности страны, но и увеличить экономическую взаимозависимость стран, участвующих в проекте», – отмечает руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» Алевтина Кириллова.

В настоящее время по территории региона проходят несколько транзитных транспортных коридоров, так или иначе являющихся частями экономического пояса Шелкового пути. Речь идет о четырех железнодорожных маршрутах, следующих в Европу через Казахстан.

Транссибирская магистраль по-прежнему остается самым длинным транспортным коридором в мире.

Направления, связывающие Европу и Азию, безусловно, являются востребованными, но переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию сдерживает целый ряд факторов.

Субсидирование, согласование ставок со стороны всех участников процесса, сокращение сроков доставки грузов, а также увеличение грузооборота российских хабов за счет модернизации существующих или строительства новых мощностей инфраструктуры – главные способы увеличения объема транзита из стран АТР через Россию.

Что сейчас идет из Китая в Европу? По большей части товары народного потребления, электроника и комплектующие. В обратном направлении – товары с более высокой добавленной стоимостью, которые в Китае не производятся.

Нешуточная конкуренция

Основными составляющими для повышения конкурентоспособности контейнерных перевозок называются снижение их себестоимости, упрощение таможенного транзита и развитие инфраструктуры перевалочных пунктов (станций). Последнее, а именно развитие транспортной инфраструктуры, особенно транзитной, наверняка сможет привести к естественному увеличению транзитных грузопотоков, комментирует Игорь Ляшик. Помимо этого, он обращает внимание на узость железно­дорожных подходов к портам Владивостока, что также требует увеличения пропускной способности Транссиба и развития терминальной инфраструктуры на границе с ЕС.

Отсутствие единых требований к документам между таможней и железной дорогой в настоящее время, по словам некоторых участников рынка, к сожалению, является также проблемной составляющей в транзитных контейнерных перевозках.

Конкуренция на рынке контейнерных перевозок постепенно обостряется, часть игроков демпингуют, на рынок продолжают выходить новые экспедиторские компании. В нынешней экономической ситуации, когда рубль ослабевает, есть все шансы на развитие экспорта, тогда как импорт может начать сокращаться, предполагает руководитель направления контейнерных перевозок ООО «Байкал-Сервис ТК» Станислав Пучков.

Объем экспортных поставок растет у большинства операторов.

Если в целом говорить о развитии сухопутных погранпереходов, здесь наблюдается активизация Казахстана.

Прогнозы: не слишком ли оптимистичны?

Сегодня 98% грузов из АТР идет по морю и лишь 2% по суше. Мировой темп прироста контейнерного грузооборота, в том числе между Азией и Европой, как уже отмечалось, составляет 5–6% в год. Таким образом, к 2025-му торговля по этому маршруту может составить 27 млн контейнеров, а по Транссибу можно будет перевозить 1,5 млн контейнеров. Потенциал перевозок высок, и ряд участников рынка ожидают более резкого роста объема железнодорожных перевозок из АТР в Европу. В частности, Александр Исурин предполагает, что к 2025 году общий объем торговли между ними будет составлять около 25–26 млн TEU.

Важную роль в процессах ускорения развития и увеличения объемов призвано сыграть упрощение таможенных процедур. Руководство Федеральной таможенной службы заверяет о тесном сотрудничестве со странами АТР и Восточной Азии, которое в целом способствует гармонизации стандартов и процедур перехода таможенной границы государств.

В долгосрочной перспективе, по мнению операторов, увеличению транзитных потоков будет способствовать поступательный рост товарооборота России с Китаем и другими странами АТР. Сейчас же пока сложно спрогнозировать результаты 2020 года, хотя, безусловно, на фоне общемировой пандемии коронавируса и нефтяного кризиса и, как следствие, чрезвычайно сильного падения деловой активности в РФ они будут отрицательными по сравнению с прошлым годом. Пока что негативные последствия этих событий сложно оценить.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions