• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 60.96 -0.15 EUR ЦБ РФ 64.57 -0.3
    BTC 30297.32 usd BTC 1720887.78 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 13:57:52
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Аналитики представили два сценария развития российского рынка грузоперевозок на фоне пандемии коронавируса

На объем грузоперевозок в связи со сложившейся ситуацией пандемии влияет закрытие производственных предприятий в международной среде, угроза закрытия предприятий в России, увеличение сроков поставки грузов, следующих через границу, необходимость самоизоляции водителей между рейсами и снижение платежеспособности отраслей экономики. Возможными негативными последствиями для отрасли могут стать переориентация и снижение транспортных потоков, уменьшение рентабельности, демпинг и снижение тарифов. Такие выводы приводятся в докладе «Корректировка прогноза развития в связи с изменением экономических и социальных условий» маркетингового агентства MegaResearch.
Аналитики представили два сценария развития российского рынка грузоперевозок на фоне пандемии коронавируса
Аналитики напоминают, что для рынка грузоперевозок характерен небольшой объем международных рейсов: традиционно грузы из-за границы завозятся силами иностранных транспортных компаний, которые имеют преференции на российском рынке. В частности, это касается белорусских и польских перевозчиков.

«Появление пограничного контроля между странами ТС, транспортное сообщение в Калининградской области, проходящее через международные границы, а также дополнительные границы в зоне ЕС. Появление дополнительных границ повлекло за собой увеличение сроков поставки на 2–3 дня и рост стоимости доставки. Некоторые перевозчики повышают тарифы, однако из-за нехватки грузов тарифы могут опуститься, что повлияет на рентабельность перевозок», – отмечают авторы доклада.

Для того чтобы сохранить устойчивость на российском рынке, по мнению аналитиков, необходимо снятие весенних ограничений в регионах, отмена весового контроля для транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости, и меры государственной поддержки для малого, среднего и микробизнеса. В частности, держаться на плаву средним и мелким бизнесменам помогут предоставление на ближайшие полгода отсрочки по всем налогам за исключением НДС, отсрочка по кредитам и мораторий на 6 месяцев на подачу заявлений от кредиторов на банкротство компаний и взыскание с них долгов и штрафов. Также речь может идти о снижении страховых взносов с 30 до 15% на сумму заработной платы, превышающей МРОТ.

Объем российского рынка грузоперевозок в ближайшей перспективе будет зависеть от дальнейшего сценария развития событий.

Согласно оптимистичному (азиатскому) сценарию, спад пандемии коронавируса начнется в апреле – мае. В этом случае в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок. После прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период 1–2 месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. При реализации оптимистического сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в текущем году и постепенное восстановление в 2021–2022 гг.

Базовый сценарий предполагает, что коронавирусная инфекция будет распространяться более 2 месяцев. Закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы. Введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. «В борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей. Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения», – прогнозируют аналитики.

При развитии пессимистичного сценария (европейского, а именно итальянского варианта), широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств, что может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный и, как следствие, финансовый кризис. Выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков. Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы. В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ритейлеров.

При реализации пессимистичного сценария в ближайшие 2 года рынок потеряет до 20% своего объема, после 2021-го может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка, комментируют авторы исследования.

В целом же аналитики приходят к выводам, что распространение коронавирусной инфекции, повлекшее ограничение экономической активности, может быть как длительным (до года), так и коротким (до 2 месяцев). Независимо от сценария, отрасль грузоперевозок ждет период стагнации. Ее длительность зависит от масштабности распространения вируса как в России, так и в мире. «Государственная поддержка отрасли будет применяться только для малого, среднего и микробизнеса, а крупные компании вынуждены самостоятельно нивелировать потери. Для сохранения оборотов грузоперевозчикам необходимо оптимизировать издержки и искать новые ниши. Одной из перспективных является не используемая ранее ниша доставки (последняя миля). Пoсле окончания карантина изменится модель поведения потребителей: в крупных городах повсеместно появится практика доставки продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости. Рынок доставки будет увеличиваться в ближайшие 2 года на 20% в год», – отмечают аналитики MegaResearch.

В случае же если ситуация глобальной опасности затянется по времени и количеству жертв, в системе ценностей у человека на первый план выйдут семья, сохранение жизни близких, дом как пространство для сохранения жизни. Все это может повлечь за собой изменение потребления: увеличение продаж товаров для дома и частного строительства, здорового образа жизни и т. д. Вместе с тем ситуация в экономике будет способствовать ускорению процесса цифровизации отрасли и введения электронного документооборота. «После восстановления потребления для отрасли будут характерны проблемы с платежами от грузовладельцев, сокращение их производственных мощностей и др.», – подытоживают эксперты.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions