+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 13:57:52
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Аналитики представили два сценария развития российского рынка грузоперевозок на фоне пандемии коронавируса

На объем грузоперевозок в связи со сложившейся ситуацией пандемии влияет закрытие производственных предприятий в международной среде, угроза закрытия предприятий в России, увеличение сроков поставки грузов, следующих через границу, необходимость самоизоляции водителей между рейсами и снижение платежеспособности отраслей экономики. Возможными негативными последствиями для отрасли могут стать переориентация и снижение транспортных потоков, уменьшение рентабельности, демпинг и снижение тарифов. Такие выводы приводятся в докладе «Корректировка прогноза развития в связи с изменением экономических и социальных условий» маркетингового агентства MegaResearch.
Аналитики напоминают, что для рынка грузоперевозок характерен небольшой объем международных рейсов: традиционно грузы из-за границы завозятся силами иностранных транспортных компаний, которые имеют преференции на российском рынке. В частности, это касается белорусских и польских перевозчиков.

«Появление пограничного контроля между странами ТС, транспортное сообщение в Калининградской области, проходящее через международные границы, а также дополнительные границы в зоне ЕС. Появление дополнительных границ повлекло за собой увеличение сроков поставки на 2–3 дня и рост стоимости доставки. Некоторые перевозчики повышают тарифы, однако из-за нехватки грузов тарифы могут опуститься, что повлияет на рентабельность перевозок», – отмечают авторы доклада.

Для того чтобы сохранить устойчивость на российском рынке, по мнению аналитиков, необходимо снятие весенних ограничений в регионах, отмена весового контроля для транспортных средств, перевозящих продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости, и меры государственной поддержки для малого, среднего и микробизнеса. В частности, держаться на плаву средним и мелким бизнесменам помогут предоставление на ближайшие полгода отсрочки по всем налогам за исключением НДС, отсрочка по кредитам и мораторий на 6 месяцев на подачу заявлений от кредиторов на банкротство компаний и взыскание с них долгов и штрафов. Также речь может идти о снижении страховых взносов с 30 до 15% на сумму заработной платы, превышающей МРОТ.

Объем российского рынка грузоперевозок в ближайшей перспективе будет зависеть от дальнейшего сценария развития событий.

Согласно оптимистичному (азиатскому) сценарию, спад пандемии коронавируса начнется в апреле – мае. В этом случае в период восстановления производств, продукция которых импортировалась в Россию, произойдет частичное перераспределение грузопотоков в пользу внутренних перевозок. После прекращения распространения инфекционного заболевания будет наблюдаться спад грузоперевозок на период 1–2 месяцев, в течение которого возможно снижение тарифов при обострении конкуренции между игроками. При реализации оптимистического сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в текущем году и постепенное восстановление в 2021–2022 гг.

Базовый сценарий предполагает, что коронавирусная инфекция будет распространяться более 2 месяцев. Закрытие европейских промышленных предприятий на длительный срок внесет сбои в системы поставок продукции и запчастей для импортозависимых отраслей. В результате будет наблюдаться переориентация транспортных поставок на другие регионы. Введенный в большинстве регионов России карантин может спровоцировать закрытие многих предприятий, что еще больше снизит объем грузовых перевозок. «В борьбе за клиента компании будут использовать демпинг для получения средств на оплату лизинговых и кредитных платежей. Данный фактор повлечет за собой снижение тарифов, падение рентабельности перевозчиков и уход игроков с рынка. По итогам 2020 года снижение объема рынка составит около 10%, затем он начнет медленно расти и к 2022 году отыграет половину этого падения», – прогнозируют аналитики.

При развитии пессимистичного сценария (европейского, а именно итальянского варианта), широкое распространение коронавирусной инфекции вызовет остановку крупных производств, что может спровоцировать не только дефицит товаров, но и производственный и, как следствие, финансовый кризис. Выход международных перевозчиков на внутренний рынок повлечет за собой вынужденный демпинг, снижение тарифов и прекращение деятельности ряда игроков. Переориентация перевозчиков промышленных товаров на товары первой необходимости еще больше увеличит насыщенность рынка и ужесточит конкуренцию и борьбу за заказы. В наиболее благоприятной ситуации при этом окажутся коммерческие перевозчики в структуре крупнейших ритейлеров.

При реализации пессимистичного сценария в ближайшие 2 года рынок потеряет до 20% своего объема, после 2021-го может начаться восстановительный рост с темпом примерно по 5% в год. Прохождение данного пути отраслью грузоперевозок возможно только при эффективной и оперативной поддержке государства и введении дополнительных мер, позволяющих сохранить игроков рынка, комментируют авторы исследования.

В целом же аналитики приходят к выводам, что распространение коронавирусной инфекции, повлекшее ограничение экономической активности, может быть как длительным (до года), так и коротким (до 2 месяцев). Независимо от сценария, отрасль грузоперевозок ждет период стагнации. Ее длительность зависит от масштабности распространения вируса как в России, так и в мире. «Государственная поддержка отрасли будет применяться только для малого, среднего и микробизнеса, а крупные компании вынуждены самостоятельно нивелировать потери. Для сохранения оборотов грузоперевозчикам необходимо оптимизировать издержки и искать новые ниши. Одной из перспективных является не используемая ранее ниша доставки (последняя миля). Пoсле окончания карантина изменится модель поведения потребителей: в крупных городах повсеместно появится практика доставки продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости. Рынок доставки будет увеличиваться в ближайшие 2 года на 20% в год», – отмечают аналитики MegaResearch.

В случае же если ситуация глобальной опасности затянется по времени и количеству жертв, в системе ценностей у человека на первый план выйдут семья, сохранение жизни близких, дом как пространство для сохранения жизни. Все это может повлечь за собой изменение потребления: увеличение продаж товаров для дома и частного строительства, здорового образа жизни и т. д. Вместе с тем ситуация в экономике будет способствовать ускорению процесса цифровизации отрасли и введения электронного документооборота. «После восстановления потребления для отрасли будут характерны проблемы с платежами от грузовладельцев, сокращение их производственных мощностей и др.», – подытоживают эксперты.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions