+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2023 10:11:16
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Россия становится привлекательным рынком для небольших зарубежных авиакомпаний

Российская авиация, не до конца оправившаяся от последствий пандемии, стала в 2022 году самым пострадавшим видом транспорта, несмотря на серьезную господдержку. По данным Росстата, грузооборот воздушного транспорта снизился на 69,3%. Вопросы о последствиях санкций для отрасли, а также о перспективах развития в новых реалиях РЖД-Партнер адресовал коммерческому директору авиакомпании «Волга-Днепр» Алине Григорук.
Россия становится привлекательным рынком для небольших зарубежных авиакомпаний
– Алина Мирославовна, какими главными тенденциями можно охарактеризовать авиаотрасль в 2022 году?

– Для российской отрасли авиационных грузоперевозок в прошлом году начался новый этап развития. Сложившаяся ранее модель, во многом ориентированная на развитие транзитного потенциала России, в момент оказалась нерабочей. Страны ЕС и Северной Америки оказались закрыты для полетов российских компаний. Однако та часть отраслевой модели, которая была связана с внутренним рынком, продолжает развитие.

Более того, тектонический сдвиг помог ей приобрести новые черты. Увеличилось значение мультимодальных перевозок, появились новые сервисы. К примеру, «Волга-Днепр» быстро запустила B2B-экспресс-доставку «дверь в дверь» из Китая.

Также наша авиакомпания смогла оперативно перестроиться и начать выполнять регулярные грузовые перевозки на отечественных транспортных самолетах Ил-76 и Ан-124, адаптируя наземные операции для обслуживания палетированных грузов, при этом фокусируясь на высоком качестве предоставления услуг и скорости доставки. Сейчас эти решения используются на направлениях, где мы обладаем многолетней и обширной экспертизой, – в Китай и Индию.

– Какие факторы повлияли на динамику грузооборота в 2022 году?

– Новый этап развития отрасли начался с тектонического сдвига. Одним из ключевых событий стала оперативная перестройка цепочек поставок заказчиками авиаперевозок. Из-за санкций изменилась география перевозок, ушли некоторые категории грузов. В первой половине года на рынке было много гипотез относительно дальнейшего развития отрасли, что затрудняло планирование компаниями их дальнейшей деятельности. С российского рынка ушли многие крупные западные логистические провайдеры, имевшие глобальный пул заказчиков.

Более того, для российских авиакомпаний значительно возросли санкционные риски и ограничения. Например, мы сталкивались с ограничением при заправке наших самолетов, выполнявших чартерные рейсы.

– Насколько сильно изменилась номенклатура перевозимых грузов авиасообщением?

– В целом структура категорий перевозимых грузов не претерпела значительных изменений. Это связано с устоявшимися правилами в логистике. Грузы, традиционно тяготеющие к модели «низкая себестоимость/значительные сроки перевозок», на авиацию не перейдут. Если только на короткое время в связи с проблемами доставки по традиционным каналам.

Однако возрос спрос со стороны ряда российских отраслей, где предприятия перестроили географию цепочек поставок, и авиация стала приемлемым логистическим каналом. Также выросло число B2B-экспресс-отправок и заявок, что стало следствием ухода с российского рынка глобальных игроков.

– Сегодня какие главные сложности стоят перед грузовым сектором авиаотрасли?

– В первую очередь это непредсказуемость рисков из-за новых санкций. Для авиаперевозчиков прежде всего это связано с закрытием воздушного пространства, необходимостью искать новые маршруты и рынки для обеспечения бесперебойной логистики.

Из-за слабых макроэкономических показателей в ЕС и США, влияющих на спрос, Россия становится привлекательным рынком для небольших зарубежных авиакомпаний, которые продолжают эксплуатировать западные самолеты. При этом зачастую они используют ценовой демпинг для привлечения новых клиентов. На фоне ослабления ковидных ограничений мы наблюдаем повышение активности на рынке РФ авиакомпаний из Китая, СНГ и мелких грузовых авиакомпаний, базирующихся в странах Центральной Азии, Иране, Беларуси. На наш взгляд, на уровне правительства и регуляторов необходимо обсуждать вопрос о количестве частот для зарубежных авиаперевозчиков и принимать решения, опираясь на мнение российских компаний в том числе.

Также в отрасли ощущается проблема нехватки отечественных самолетов. Она актуальна из-за санкционных ограничений, связанных с использованием зарубежной авиационной техники.

– Дайте Ваш прогноз по грузовому сектору на 2023 год.

– Отрасль грузоперевозок как инфраструктурная тесно связана с общими макроэкономическими показателями. Как с показателями развития производства, так и с уровнем и, вернее, стилем потребительского спроса. В целом именно от их состояния зависит прогноз развития сферы грузоперевозок. Хотя бывают непродолжительные исключения, как, например, в прошлом году. Но такие редкие трансформационные периоды – исключение из правила. Далее всегда наступает более легкий для прогнозирования период. Конечно, есть дополнительные импульсы для развития.

Например, новые производственные проекты (в этой области пессимистические прогнозы весны 2022-го не оправдались), а также происходящая сейчас оптимизация управления цепочками поставок. Увы, другого традиционного импульса, связанного с развитием транзитного потенциала, по понятным причинам в ближайшее время ждать не приходится.

– По Вашему мнению, какая поддержка необходима авиаотрасли в настоящее время?

– Правительство уже запустило масштабную поддержку авиационной отрасли. Необходимо продолжать постоянное общение с регуляторами, правительством и бизнесом, чтобы своевременно решать возникающие проблемы и устранять барьеры. Безусловно, очень многое будет зависеть и от самих компаний, насколько они будут гибкими и адаптивными в текущих условиях.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions