+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.06.2025 16:26:22
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Boeing в зоне турбулентности

Крушение Boeing 787-8 Air India 12 июня 2025 года вновь привлекло внимание к теме безопасности в гражданской авиации – и в первую очередь к компании Boeing. Хотя причины конкретной аварии еще выясняются, для отрасли и общественности это событие не выглядит изолированным. Оно стало очередным звеном в цепочке инцидентов, демонстрирующих системные проблемы, накопившиеся за последние годы внутри одного из крупнейших авиастроителей мира.
Boeing в зоне турбулентности
Цепочка катастроф и сигналов тревоги

Первые серьезные сомнения в управлении безопасностью у Boeing начали звучать после двух катастроф с участием самолетов 737 MAX: Lion Air в 2018 году и Ethiopian Airlines в 2019 году. Тогда в общей сложности погибли 346 человек. Расследование Конгресса США в 2020 году показало, что компания сознательно утаила информацию о системе MCAS от FAA, стремясь ускорить сертификацию и обойти дорогостоящее переобучение пилотов.

Бывшие инженеры указывали: MCAS полагалась на один-единственный датчик угла атаки, что является неприемлемо рискованным для критически важной системы. Как отмечал конгрессмен Питер Дефацио: «У жизненно важных систем не может быть одной точки отказа». Даже банальное попадание птицы могло бы привести к фатальной ошибке автоматики.

Новые проблемы всплыли и у моделей 787 Dreamliner. В 2023–2024 годах инженер Boeing Сэм Салехи сообщил FAA о возможных нарушениях в структуре фюзеляжа, которые могли привести к расслоению и утечке давления на высоте. Это вызвало новое расследование в 2024 году и поставило под сомнение надежность уже поставленных машин.

Производственные сбои и контроль качества

Скандал с недоустановленными болтами на дверной панели 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в январе 2024 года – еще один тревожный эпизод. Самолет потерял часть обшивки в воздухе, и расследование выявило, что некоторые крепления просто не были установлены на заводе в Рентоне, штат Вашингтон.

На фоне этих событий Федеральное управление гражданской авиации (FAA) в марте 2024 года приостановило увеличение темпов производства Boeing 737 MAX, потребовав от компании полного пересмотра процессов контроля качества. Поставки 787 также ранее уже приостанавливались в 2021–2023 годах из-за микротрещин и дефектов сборки.

После огласки этих инцидентов общественность насторожил тот факт, что два инженера, публично заявившие о проблемах Boeing, умерли при подозрительных обстоятельствах. В марте 2024 года был найден мертвым Джон Барнетт, бывший менеджер по качеству, участвовавший в судебном разбирательстве с компанией. В мае 2024 года умер Джошуа Дин, работавший в Spirit AeroSystems, поставщике фюзеляжей для 737 MAX, – он также сообщал о нарушениях в сборке.

Расследование катастрофы

Компания Boeing вновь оказалась в центре обсуждения после катастрофы в Индии. Напомним, самолет 787‑8 Dreamliner  рейса AI171 Air India направлялся из Ахмедабада в Лондон и потерпел катастрофу 12 июня 2025 года через 30–60 секунд после взлета – самолет упал на студенческое общежитие при медицинском колледже в пригороде Мегхани-Нагар, всего на высоте около 230–600 футов (70–180 м) над землей. На борту находилось 242 человека (230 пассажиров и 12 членов экипажа); погибли 241 человек на борту и по меньшей мере 38–29 на земле. Выжил лишь один пассажир – британец Вишваш кумар Рамеш, находившийся на месте 11A.

Перед сигналами аварии был слышен «Mayday», экипаж сообщал об отсутствии набора высоты и громком взрыве.

Независимые эксперты и видеоаналитика выявили активацию Ram Air Turbine (RAT) – аварийной турбины, включающейся при отказе обоих двигателей или потере электроснабжения. Видео показывает активацию RAT на малой высоте – сигнал о серьезной аварийной ситуации. Отчеты DGCA и звукозаписи CVR подтверждают внезапный и резкий провал тяги обоих двигателей во время взлета.

Генеральный директорат гражданской авиации Индии (DGCA) приказал провести экстренные инспекции всех Boeing 787 с двигателями GE GEnx, включающие топливные системы, электронный контроль двигателя, гидравлику и параметры взлета. Также проводятся анализы бортовых самописцев – как CVR, так и FDR, благодаря их скорому обнаружению, что дает надежду на быстрое выяснение причин.

Напомним, что в марте 2024 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) ограничило рост производства Boeing 787 из-за выявленных микротрещин в структуре фюзеляжа, а в июне 2025-го рейс 787 из Гонконга был вынужден вернуться в аэропорт для дозаправки по соображениям «избыточной предосторожности». Подобные инциденты и меры косвенно отражают нарастающую тревожность в отношении надежности Dreamliner. На этом фоне крушение рейса Air India стало первым в истории самолетов Boeing 787 с человеческими жертвами и усилило давление на производителя: акции компании снизились, а со стороны регуляторов и авиаперевозчиков растут требования к безопасности и контролю за качеством, особенно с учетом предшествующих скандалов и выявленных производственных дефектов.

Оценки и последствия

Инженеры и бывшие сотрудники Boeing в интервью и расследованиях признают: за последние 15–20 лет внутренняя культура компании изменилась. После слияния с McDonnell Douglas в 1997 году управленческая философия стала более корпоративной, а не инженерной. «Мы перестали проектировать самолеты – мы начали проектировать PowerPoint-презентации для акционеров», – с иронией резюмировал один из бывших технических руководителей.

Сегодня компания сталкивается с репутационным и техническим кризисом. Авиакомпании – от Ryanair до Alaska Airlines – выражают обеспокоенность, клиенты все чаще требуют объяснений, а FAA усиливает контроль за каждым шагом Boeing.

Крушение в Индии может стать новой поворотной точкой. Если расследование подтвердит конструктивные или производственные недостатки, доверие к Boeing может быть подорвано еще глубже. На фоне технологической конкуренции с Airbus, ужесточения сертификационных требований и роста глобальной тревожности компания стоит перед выбором: продолжать идти путем компромиссов или вернуться к культуре, где безопасность – не форма, а суть.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions