Стимулировать спрос и предложение
Как заявил замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, отечественный автопром постепенно восстанавливается. За 10 месяцев рынок продаж новых машин вырос на 56% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил 1 млн ед. При этом доля отечественных автомобилей составляет порядка половины.
По словам чиновника, основным приоритетом остается углубление локализации и развитие собственной компонентной базы, наращивание объемов производства. Также усилия направлены, чтобы сформировать гарантированный спрос. Действуют такие программы, как льготное автокредитование, лизинг, а также субсидирование техники на газомоторном топливе.
Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о включении требований к локализации в законодательство о такси, что может дополнительно поддержать отрасль. «Так мы закрепим за собой производство и гарантированный сбыт – до 50 тыс. автомобилей в год», – сообщил председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов.
Бюджет не потеряет
Однако бизнесу приходится работать в крайне непростых условиях, признают участники отрасли. По словам президента АО «АвтоВАЗ» Максима Соколова, последствием ужесточения санкций стали отказы от сотрудничества зарубежных партнеров, субпоставщиков, а также банков из самых разных стран, в том числе из тех, которые принято называть дружественными.
Автопроизводитель, подчеркнул М. Соколов, сегодня крайне нуждается в оборотных средствах, особенно с учетом высокой ключевой ставки. Поэтому он попросил поддержать инициативу с переносом уплаты утилизационного сбора за I-III кварталы 2024 года на декабрь. Сдвиг сроков по этому налогу внутри года был бы не столь чувствителен для федерального бюджета, но помог бы отрасли в ситуации дефицита оборотных средств и удорожания заемных ресурсов.
«Самым болезненным на данный момент является высокая кредитная нагрузка. И, конечно, ключевая ставка 15% дамокловым мечом висит над нашими финансовыми моделями», – сказал глава АвтоВАЗа.
Минпромторг поддерживает это предложение. «Для того, чтобы деньги не тратить в I, II, III квартале, существует механизм, который позволяет сдвинуть эти платежи на IV квартал. Это освобождает оборотный капитал: предприятия могут использовать его на закупку компонентов, выплаты зарплат», – пояснил А. Каримов.
Министерством подготовлено соответствующее предложение, проект направлен на межведомственное согласование.
Впрочем, перенос уплаты утильсбора – не единственная разновидность господдержки, которую называют представители автопрома.
Часть мер касается инновационных направлений развития транспортных средств. Речь, к примеру, идет о работе над электрокарами, водородным транспортом. В связи с этим предлагается внести изменения в правительственное постановление №1649, предусматривающие субсидии при опытно-исследовательских разработках по современным технологиям, эффект от которых заранее не просчитывается.
«Мы реализуем ряд НИОКР`овских проектов, у которых неочевидная коммерческая перспектива. Мы хотели, чтобы по ряду направлений научно-технического развития более мягкий подход применялся бы к результатам работы», – уточнил заместитель гендиректора ПАО «КамАЗ» Михаил Матасов.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.