По словам Романа Судоргина, основателя портала Main Transport, ключевые показатели экологичности автоперевозок включают не только соответствие автопарка стандартам Евро-5/6 и использование электротранспорта, но и оптимизацию логистики, а также переход на электронный документооборот, позволяющий значительно снизить расход бумаги.
«Уверен, что особенно пристальное внимание стоит обратить на такие показатели, как коэффициент порожнего пробега и коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. При условии качественной загрузки можно добиться хороших экологических показателей даже для старых ТС, что особенно актуально сейчас, в условиях низкой доступности лизинга и удорожания новых грузовиков», – отмечает Судоргин.
Заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев также подтверждает важность перехода на экологичное топливо. Компания не только обновляет автопарк, но и внедряет многоразовую упаковку для грузов, снижая потребность в древесине. С конца 2023 года «Деловые Линии» используют электронные транспортные накладные (ЭТрН), что позволяет ежегодно экономить около 2500 упаковок бумаги – эквивалент 144 деревьям.
Оптимизация маршрутов и цифровизация
Генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов рассказал, что последние три года компания работает над оптимизацией маршрутов, что позволяет не только экономить ресурсы, но и сокращать вредные выбросы в атмосферу.
«Мы стараемся переводить как можно больше документов на электронные носители, использовать менее вредные упаковочные материалы и минимизировать негативное влияние на окружающую среду», – подчеркивает Чернов.
Компания также запустила ESG-программу, включающую благотворительные инициативы: сотрудничество с АНО «Кладовая добра» и «Красным Крестом».
HR-директор 3PL-оператора NC Logistic Ирина Пак отметила, что за последние пять лет компания отправила на переработку около 200 тонн бумажного сырья. Кроме того, сотрудники участвуют в озеленении муниципальных объектов и ежегодной акции «Наш лес. Посади свое дерево». В этом году компания планирует внедрить кадровый электронный документооборот и установить пандомат для сбора отходов, включая батарейки, алюминиевые банки и пластиковые бутылки.
«С учетом того, что в нашем логистическом комплексе расположены офисы крупных компаний и часто приезжают клиенты, уверена, что пандомат будет востребован не только среди сотрудников», – говорит Пак.
Принцип «нулевых» отходов и вторичная переработка
Компания ПЭК уже три года придерживается принципа «нулевых» отходов, используя складские материалы повторно. По словам ведущего эколога компании Ольги Стрижак, 55% вторичного сырья применяется для создания новой упаковочной тары.
«В 2024 году ПЭК передала на переработку более 5 тонн макулатуры. В 2025 году планируется расширение проекта по переработке бумаги, картона, пленки и древесных отходов на филиалы по всей России», – отмечает она.
Стрижак подчеркивает, что отходы, не подлежащие переработке, частично возвращаются в производственный цикл – из них изготавливают картон, фанерную щепу и арбалит.
Автоперевозчики активно внедряют экологические инициативы, не уступая железнодорожной отрасли в развитии «зеленых» технологий. Оптимизация маршрутов, переход на электронные документы, вторичная переработка и использование экологичных упаковочных материалов – ключевые направления, в которых автокомпании успешно конкурируют с железнодорожным транспортом в вопросах устойчивого развития.