Не знаю, как уж там она защищена. Но, говорят, взломать сеанс практически невозможно. А если бы кому-то и удалось, то факт несанкционированного подключения был бы немедленно обнаружен.
Самое интересное, что организовать подобную связь можно по традиционному оптоволокну, например «Ростелекома». Суть в создании особых криптошлюзов. Многие крупные холдинги размышляют над идеей обзавестись подобной новинкой. И было бы странным, если бы в ОАО «РЖД» оставались от инновации в стороне.
Удивительным выглядит другое обстоятельство: в холдинге имеется достаточно мощная структура, ведающая цифровизацией, – департамент информатизации. Плюс есть еще ГВЦ и ряд подразделений, которые должны способствовать развитию информационных технологий. Например, отдел сопровождения информационных технологий при Центре передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения.
Причем все, что относится к цифре, имеет склонность в аппарате управления ОАО «РЖД» плодиться и размножаться. К тому же в разных ипостасях. Напомним, например, что в мае прошлого года в холдинге был создан проектный офис по переходу на использование отечественного программного обеспечения, включенного в реестр Минкомсвязи. Дорожная карта составлена аж до 2024 года. Потребовались дополнительные затраты и солидный штат, чтобы понять, как можно повысить качество использования инфосистем и одновременно сэкономить на их обслуживании за счет оптимизации, унификации и исключения дублирования функционала.
Теперь пишут о новой инициативе – создании в ОАО «РЖД» департамента квантовых коммуникаций. И вот что интересно: когда речь идет о корпоративных программах – тогда в холдинге собирают специалистов, чтобы они подумали, как сэкономить на IT-программах. По-видимому, результатом этого стали сокращения капиталовложений в оснащение железных дорог средствами автоматики и телемеханики. Говорят, почти на треть. В том числе было решено на целом ряде участков оставить старое аналоговое оборудование (его лишь слегка модернизуют), а на цифру переводить только полигоны с интенсивным движением поездов.
Найдена была ранее и еще одна статья экономии – за счет местной работы. На станциях сокращают персонал: ремонтников, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков, путейцев. Опять-таки при этом ссылаются на внедрение информационных технологий. И трактуют их весьма своеобразно: речь идет, по сути, просто о введении графиков последовательного посещения станций. В результате, например, если осмотрщик приходил на одну станцию утром, то уже днем он может быть на другой. А если на той, первой станции в это время клиенту потребовалось отправить вагон, то придется ждать до завтра. И это не беда, что у клиенту будут потери, зато у железнодорожников – экономия.
Однако, похоже, на организации нового департамента квантовых коммуникаций экономить и не собираются. Ведь тут речь идет о взаимодействии не только с научным сообществом и технологическими компаниями, а с государством. Точнее, даже с правительством РФ – о развитии высокотехнологичных отраслей. Тема настолько важная, что у государства даже денег можно дополнительно попросить – на квантовые вычисления и создание связи нового поколения.
Под такие проекты штаты можно расширить. А потом снова подумать, где бы сократить персонал. Ну, не тот, что в аппарате управления, а где-нибудь подальше: на линии, на станции, которые из Москвы и городов, где расположены офисы железных дорог, видны как маленькие точки на карте. Что значит такая точка по сравнению с масштабным планом сократить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году?
Как следует из презентации долгосрочной программы развития холдинга, подобные увольнения мотивированы расширением функционала работников и внедрением новых технологий. В частности, информационных. То есть этими самыми цифровыми инновациями на уровне аппарата управления можно оправдать сокращения персонала на линии.
Да и зачем держать столько рабочих сегодня, если завтра поезда будут водить с помощью искусственного интеллекта? Средства централизации и автоматики – ремонтировать дистанционно. Грузы оформлять – через одно виртуальное окно. Вагоны осмотрят с помощью датчиков на автоматизированных постах. Даже сторожить имущество РЖД в регионах можно с помощью телевизора и датчиков – удаленно.
Скоро все на сети будет умным: поезда, станции, вокзалы… Умным – иными словами, безлюдным. Может быть, и управленческие штаты тоже стоит перевести на какой-нибудь цифровой или даже квантовый уровень?
А если серьезно, лучший способ загубить хорошую идею – это неправильно ее реализовать. И потом отчитаться о том, что работа в данном направлении ведется. Никто не против освоения новых информационных технологий. Но они должны приносить пользу в работе на местах, на уровне станций и полигонов. Иначе выйдет как в известном афоризме: хотелось как лучше, а получилось как всегда.