+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.08.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Квантовый скачок РЖД

Когда речь идет о распределенной сети коммуникаций в масштабе страны, то понятно, что возникает желание прокачивать Большие данные по ней быстрее и лучше защитить ее от взлома. Традиционные системы, говорят, имеют уязвимости. Поэтому сейчас взоры обращены на квантовые технологии.
Для обывателя они выглядят фантастичными, сродни телепортации. Однако напомню, что в рамках проведения МПЭФ-2019 Сбербанк, Газпромбанк, PwC и Российский квантовый центр продемонстрировали работу первой межкорпоративной квантовой сети с распределенным ключом. Иными словами, показали: вот она, модель, действует.

Не знаю, как уж там она защищена. Но, говорят, взломать сеанс практически невозможно. А если бы кому-то и удалось, то факт несанкционированного подключения был бы немедленно обнаружен.

Самое интересное, что организовать подобную связь можно по традиционному оптоволокну, например «Ростелекома». Суть в создании особых криптошлюзов. Многие крупные холдинги размышляют над идеей обзавестись подобной новинкой. И было бы странным, если бы в ОАО «РЖД» оставались от инновации в стороне.

Удивительным выглядит другое обстоятельство: в холдинге имеется достаточно мощная структура, ведающая цифровизацией, – департамент информатизации. Плюс есть еще ГВЦ и ряд подразделений, которые должны способствовать развитию информационных технологий. Например, отдел сопровождения информационных технологий при Центре передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения.

Причем все, что относится к цифре, имеет склонность в аппарате управления ОАО «РЖД» плодиться и размножаться. К тому же в разных ипостасях. Напомним, например, что в мае прошлого года в холдинге был создан проектный офис по переходу на использование отечественного программного обеспечения, включенного в реестр Минкомсвязи. Дорожная карта составлена аж до 2024 года. Потребовались дополнительные затраты и солидный штат, чтобы понять, как можно повысить качество использования инфосистем и одновременно сэкономить на их обслуживании за счет оптимизации, унификации и исключения дублирования функционала.

Теперь пишут о новой инициативе – создании в ОАО «РЖД» департамента квантовых коммуникаций. И вот что интересно: когда речь идет о корпоративных программах – тогда в холдинге собирают специалистов, чтобы они подумали, как сэкономить на IT-программах. По-видимому, результатом этого стали сокращения капиталовложений в оснащение железных дорог средствами автоматики и телемеханики. Говорят, почти на треть. В том числе было решено на целом ряде участков оставить старое аналоговое оборудование (его лишь слегка модернизуют), а на цифру переводить только полигоны с интенсивным движением поездов.

Найдена была ранее и еще одна статья экономии – за счет местной работы. На станциях сокращают персонал: ремонтников, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков, путейцев. Опять-таки при этом ссылаются на внедрение информационных технологий. И трактуют их весьма своеобразно: речь идет, по сути, просто о введении графиков последовательного посещения станций. В результате, например, если осмотрщик приходил на одну станцию утром, то уже днем он может быть на другой. А если на той, первой станции в это время клиенту потребовалось отправить вагон, то придется ждать до завтра. И это не беда, что у клиенту будут потери, зато у железнодорожников – экономия.

Однако, похоже, на организации нового департамента квантовых коммуникаций экономить и не собираются. Ведь тут речь идет о взаимодействии не только с научным сообществом и технологическими компаниями, а с государством. Точнее, даже с правительством РФ – о развитии высокотехнологичных отраслей. Тема настолько важная, что у государства даже денег можно дополнительно попросить – на квантовые вычисления и создание связи нового поколения.

Под такие проекты штаты можно расширить. А потом снова подумать, где бы сократить персонал. Ну, не тот, что в аппарате управления, а где-нибудь подальше: на линии, на станции, которые из Москвы и городов, где расположены офисы железных дорог, видны как маленькие точки на карте. Что значит такая точка по сравнению с масштабным планом сократить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году?

Как следует из презентации долгосрочной программы развития холдинга, подобные увольнения мотивированы расширением функционала работников и внедрением новых технологий. В частности, информационных. То есть этими самыми цифровыми инновациями на уровне аппарата управления можно оправдать сокращения персонала на линии.

Да и зачем держать столько рабочих сегодня, если завтра поезда будут водить с помощью искусственного интеллекта? Средства централизации и автоматики – ремонтировать дистанционно. Грузы оформлять – через одно виртуальное окно. Вагоны осмотрят с помощью датчиков на автоматизированных постах. Даже сторожить имущество РЖД в регионах можно с помощью телевизора и датчиков – удаленно.

Скоро все на сети будет умным: поезда, станции, вокзалы… Умным – иными словами, безлюдным. Может быть, и управленческие штаты тоже стоит перевести на какой-нибудь цифровой или даже квантовый уровень?

А если серьезно, лучший способ загубить хорошую идею – это неправильно ее реализовать. И потом отчитаться о том, что работа в данном направлении ведется. Никто не против освоения новых информационных технологий. Но они должны приносить пользу в работе на местах, на уровне станций и полигонов. Иначе выйдет как в известном афоризме: хотелось как лучше, а получилось как всегда.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions