+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.08.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Квантовый скачок РЖД

Когда речь идет о распределенной сети коммуникаций в масштабе страны, то понятно, что возникает желание прокачивать Большие данные по ней быстрее и лучше защитить ее от взлома. Традиционные системы, говорят, имеют уязвимости. Поэтому сейчас взоры обращены на квантовые технологии.
Для обывателя они выглядят фантастичными, сродни телепортации. Однако напомню, что в рамках проведения МПЭФ-2019 Сбербанк, Газпромбанк, PwC и Российский квантовый центр продемонстрировали работу первой межкорпоративной квантовой сети с распределенным ключом. Иными словами, показали: вот она, модель, действует.

Не знаю, как уж там она защищена. Но, говорят, взломать сеанс практически невозможно. А если бы кому-то и удалось, то факт несанкционированного подключения был бы немедленно обнаружен.

Самое интересное, что организовать подобную связь можно по традиционному оптоволокну, например «Ростелекома». Суть в создании особых криптошлюзов. Многие крупные холдинги размышляют над идеей обзавестись подобной новинкой. И было бы странным, если бы в ОАО «РЖД» оставались от инновации в стороне.

Удивительным выглядит другое обстоятельство: в холдинге имеется достаточно мощная структура, ведающая цифровизацией, – департамент информатизации. Плюс есть еще ГВЦ и ряд подразделений, которые должны способствовать развитию информационных технологий. Например, отдел сопровождения информационных технологий при Центре передовых технологий управления персоналом и профессионального обучения.

Причем все, что относится к цифре, имеет склонность в аппарате управления ОАО «РЖД» плодиться и размножаться. К тому же в разных ипостасях. Напомним, например, что в мае прошлого года в холдинге был создан проектный офис по переходу на использование отечественного программного обеспечения, включенного в реестр Минкомсвязи. Дорожная карта составлена аж до 2024 года. Потребовались дополнительные затраты и солидный штат, чтобы понять, как можно повысить качество использования инфосистем и одновременно сэкономить на их обслуживании за счет оптимизации, унификации и исключения дублирования функционала.

Теперь пишут о новой инициативе – создании в ОАО «РЖД» департамента квантовых коммуникаций. И вот что интересно: когда речь идет о корпоративных программах – тогда в холдинге собирают специалистов, чтобы они подумали, как сэкономить на IT-программах. По-видимому, результатом этого стали сокращения капиталовложений в оснащение железных дорог средствами автоматики и телемеханики. Говорят, почти на треть. В том числе было решено на целом ряде участков оставить старое аналоговое оборудование (его лишь слегка модернизуют), а на цифру переводить только полигоны с интенсивным движением поездов.

Найдена была ранее и еще одна статья экономии – за счет местной работы. На станциях сокращают персонал: ремонтников, осмотрщиков вагонов, приемосдатчиков, путейцев. Опять-таки при этом ссылаются на внедрение информационных технологий. И трактуют их весьма своеобразно: речь идет, по сути, просто о введении графиков последовательного посещения станций. В результате, например, если осмотрщик приходил на одну станцию утром, то уже днем он может быть на другой. А если на той, первой станции в это время клиенту потребовалось отправить вагон, то придется ждать до завтра. И это не беда, что у клиенту будут потери, зато у железнодорожников – экономия.

Однако, похоже, на организации нового департамента квантовых коммуникаций экономить и не собираются. Ведь тут речь идет о взаимодействии не только с научным сообществом и технологическими компаниями, а с государством. Точнее, даже с правительством РФ – о развитии высокотехнологичных отраслей. Тема настолько важная, что у государства даже денег можно дополнительно попросить – на квантовые вычисления и создание связи нового поколения.

Под такие проекты штаты можно расширить. А потом снова подумать, где бы сократить персонал. Ну, не тот, что в аппарате управления, а где-нибудь подальше: на линии, на станции, которые из Москвы и городов, где расположены офисы железных дорог, видны как маленькие точки на карте. Что значит такая точка по сравнению с масштабным планом сократить почти 30 тыс. сотрудников к 2025 году?

Как следует из презентации долгосрочной программы развития холдинга, подобные увольнения мотивированы расширением функционала работников и внедрением новых технологий. В частности, информационных. То есть этими самыми цифровыми инновациями на уровне аппарата управления можно оправдать сокращения персонала на линии.

Да и зачем держать столько рабочих сегодня, если завтра поезда будут водить с помощью искусственного интеллекта? Средства централизации и автоматики – ремонтировать дистанционно. Грузы оформлять – через одно виртуальное окно. Вагоны осмотрят с помощью датчиков на автоматизированных постах. Даже сторожить имущество РЖД в регионах можно с помощью телевизора и датчиков – удаленно.

Скоро все на сети будет умным: поезда, станции, вокзалы… Умным – иными словами, безлюдным. Может быть, и управленческие штаты тоже стоит перевести на какой-нибудь цифровой или даже квантовый уровень?

А если серьезно, лучший способ загубить хорошую идею – это неправильно ее реализовать. И потом отчитаться о том, что работа в данном направлении ведется. Никто не против освоения новых информационных технологий. Но они должны приносить пользу в работе на местах, на уровне станций и полигонов. Иначе выйдет как в известном афоризме: хотелось как лучше, а получилось как всегда.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions