+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.02.2020 17:00:25
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Коронавирусная рулетка

Представители российского ритейла заявили, что если КНР не удастся в ближайшее время преодолеть последствия коронавируса, в российских магазинах может начаться товарный голод и вызванный им рост цен. Запасов товаров, комплектующих и сырья на складах хватит еще на пару месяцев, а потом... здравствуй, дефицит!
Удивительно, но оказывается, что не только запчасти для автомобилей «Лада» и КАМАЗ, гаджеты и одежда, но даже большинство соленых огурцов, которые продаются в наших магазинах, произведены в Китае. Курс на импортозамещение, который был объявлен российским правительством после объявления западных санкций в 2015 году, оказался малоэффективным и практически сошел на нет. Российские компании как закупали на Западе машины, химические и фармацевтические товары, так и продолжают закупать. Разница лишь в том, что из-за падения курса рубля к доллару часть западных товаров заняли китайские. Именно на последние 5 лет пришелся значительный рост китайского импорта в Россию. Если в 2016 году товарооборот между двумя странами составлял около $70 млрд, то в прошедшем он превысил $110 млрд. Китай занимает первое место во внешней торговле России. На долю наших соседей в прошлом году в товарообороте страны пришлось 15%. При этом экспорт из РФ в КНР составляет около 12% наших объемов, а импорт из КНР – уже 22%.

При этом если РФ экспортирует в КНР главным образом минерально-сырьевые грузы, то КНР везет обратно продукцию промышленности с высокой добавленной стоимостью. Структура российского экспорта в Китай примерно такова: 75% – товары минерально-сырьевой группы, 5% – продовольствие, 3% – химикаты, 1% – машины и оборудование. Обратный товаропоток выглядит так: машины и оборудование – 55%, одежда и обувь – 11%, химикаты – 10%, продовольствие – 3,5%.

Без преувеличения можно сказать, что место Китая для сегодняшней России занять нечем. В силу этого становится немного не по себе от чтения ленты новостей, которая сегодня больше напоминает сводки с фронтов борьбы с коронавирусом. Россия не просто последовательно закрывает границы и ограничивает транспортное сообщение с Поднебесной. Некоторые шаги вызывают настоящее недоумение. Например, начавшиеся облавы на китайцев в Москве или выборочные проверки только китайских пассажиров на поездах ОАО «РЖД» или в Московском метрополитене, которые становятся причиной недовольных нот со стороны китайского посольства.

Сегодня проблема транспортного сообщения с Китаем и поставка оттуда товаров являются общемировой проблемой. Китай – фабрика мира. А сегодня эта фабрика работает вполсилы, и неизвестно, когда ждать изменения ситуации. Согласно последним известиям из Китая, сроки доставки продукции оттуда все время растут, как и издержки экспортеров. Нормализация ситуации ожидается только к лету.

Неожиданная для всех эпидемия стала неприятным сюрпризом для всего мира. Но для нашей страны она обнажила очень серьезную проблему, которую народ выразил поговоркой «Не клади все яйца в одну корзину». Раньше мы так и делали. Развивали отношения с партнерами на Западе и на Востоке. Могли торговать и играть на струнах конкуренции. Сегодня этих струн становится все меньше. Санкционное давление со стороны Запада не снижается, импортозависимость российской экономики также. А Китай может внезапно подвести… Хорошо, что сейчас мы наблюдаем чрезвычайную ситуацию. А что может быть, если соседи сознательно захотят оказать на нас импортное давление?

По подсчетам наших экспертных институтов, российская промышленность по-прежнему целиком зависит от импорта. В 2019 году зависимость машиностроения составляла 71%, медицины – 73%, лесной промышленности – 87%. Как говорится, комментарии излишни.

Сегодня Российский экспортный центр говорит о том, что толчком к развитию нашей промышленности должен стать рост экспорта. К 2024 году правительство планирует рост экспорта во всех наших традиционных отраслях, в том числе и машиностроении. Большое значение в правительстве придают росту услуг, включая транспортные. Сейчас рынок услуг составляет около 40% отечественного экспорта, а почти 40% из них приходится на транспорт. Привлечение на сухопутный транзит из Европы в Китай всего лишь 5% объемов вместо сегодняшних 1,5% может утроить объемы наших экспортных доходов.

Но, к сожалению, новостей о росте сухопутного транзита на фоне роста ставок на март на морскую перевозку контейнеров из Китая в Европу в 1,5–2 раза не наблюдается. И причина не только в перекрытии границ между регионами Китая и нехватке водителей грузовиков у соседей. Причина заключается в неготовности инфраструктуры РЖД к увеличению перевозок. Работы, которые должны были завершиться еще в прошлом году, перенесены на несколько лет вперед. А наш железнодорожный перевозчик вместо рапортов о выполненных работах сообщает только о формировании различных рабочих групп.

Сколько было разговоров о возможности неограниченного экспорта курятины в Китай в последние полгода? А ни один рефконтейнер так туда и не поехал. Желание продать есть – возможности нет. Все упирается в высокие ставки, таможенные рогатки, а в последние пару месяцев – еще и в вирусную инфекцию. Объяснения есть, результата нет.
В итоге наша экономическая стратегия напоминает русскую рулетку: повезет – не повезет. И к любому из вариантов мы оказываемся не готовы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions