При этом если РФ экспортирует в КНР главным образом минерально-сырьевые грузы, то КНР везет обратно продукцию промышленности с высокой добавленной стоимостью. Структура российского экспорта в Китай примерно такова: 75% – товары минерально-сырьевой группы, 5% – продовольствие, 3% – химикаты, 1% – машины и оборудование. Обратный товаропоток выглядит так: машины и оборудование – 55%, одежда и обувь – 11%, химикаты – 10%, продовольствие – 3,5%.
Без преувеличения можно сказать, что место Китая для сегодняшней России занять нечем. В силу этого становится немного не по себе от чтения ленты новостей, которая сегодня больше напоминает сводки с фронтов борьбы с коронавирусом. Россия не просто последовательно закрывает границы и ограничивает транспортное сообщение с Поднебесной. Некоторые шаги вызывают настоящее недоумение. Например, начавшиеся облавы на китайцев в Москве или выборочные проверки только китайских пассажиров на поездах ОАО «РЖД» или в Московском метрополитене, которые становятся причиной недовольных нот со стороны китайского посольства.
Сегодня проблема транспортного сообщения с Китаем и поставка оттуда товаров являются общемировой проблемой. Китай – фабрика мира. А сегодня эта фабрика работает вполсилы, и неизвестно, когда ждать изменения ситуации. Согласно последним известиям из Китая, сроки доставки продукции оттуда все время растут, как и издержки экспортеров. Нормализация ситуации ожидается только к лету.
Неожиданная для всех эпидемия стала неприятным сюрпризом для всего мира. Но для нашей страны она обнажила очень серьезную проблему, которую народ выразил поговоркой «Не клади все яйца в одну корзину». Раньше мы так и делали. Развивали отношения с партнерами на Западе и на Востоке. Могли торговать и играть на струнах конкуренции. Сегодня этих струн становится все меньше. Санкционное давление со стороны Запада не снижается, импортозависимость российской экономики также. А Китай может внезапно подвести… Хорошо, что сейчас мы наблюдаем чрезвычайную ситуацию. А что может быть, если соседи сознательно захотят оказать на нас импортное давление?
По подсчетам наших экспертных институтов, российская промышленность по-прежнему целиком зависит от импорта. В 2019 году зависимость машиностроения составляла 71%, медицины – 73%, лесной промышленности – 87%. Как говорится, комментарии излишни.
Сегодня Российский экспортный центр говорит о том, что толчком к развитию нашей промышленности должен стать рост экспорта. К 2024 году правительство планирует рост экспорта во всех наших традиционных отраслях, в том числе и машиностроении. Большое значение в правительстве придают росту услуг, включая транспортные. Сейчас рынок услуг составляет около 40% отечественного экспорта, а почти 40% из них приходится на транспорт. Привлечение на сухопутный транзит из Европы в Китай всего лишь 5% объемов вместо сегодняшних 1,5% может утроить объемы наших экспортных доходов.
Но, к сожалению, новостей о росте сухопутного транзита на фоне роста ставок на март на морскую перевозку контейнеров из Китая в Европу в 1,5–2 раза не наблюдается. И причина не только в перекрытии границ между регионами Китая и нехватке водителей грузовиков у соседей. Причина заключается в неготовности инфраструктуры РЖД к увеличению перевозок. Работы, которые должны были завершиться еще в прошлом году, перенесены на несколько лет вперед. А наш железнодорожный перевозчик вместо рапортов о выполненных работах сообщает только о формировании различных рабочих групп.
Сколько было разговоров о возможности неограниченного экспорта курятины в Китай в последние полгода? А ни один рефконтейнер так туда и не поехал. Желание продать есть – возможности нет. Все упирается в высокие ставки, таможенные рогатки, а в последние пару месяцев – еще и в вирусную инфекцию. Объяснения есть, результата нет.
В итоге наша экономическая стратегия напоминает русскую рулетку: повезет – не повезет. И к любому из вариантов мы оказываемся не готовы.