+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.02.2020 17:00:25
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Коронавирусная рулетка

Представители российского ритейла заявили, что если КНР не удастся в ближайшее время преодолеть последствия коронавируса, в российских магазинах может начаться товарный голод и вызванный им рост цен. Запасов товаров, комплектующих и сырья на складах хватит еще на пару месяцев, а потом... здравствуй, дефицит!
Удивительно, но оказывается, что не только запчасти для автомобилей «Лада» и КАМАЗ, гаджеты и одежда, но даже большинство соленых огурцов, которые продаются в наших магазинах, произведены в Китае. Курс на импортозамещение, который был объявлен российским правительством после объявления западных санкций в 2015 году, оказался малоэффективным и практически сошел на нет. Российские компании как закупали на Западе машины, химические и фармацевтические товары, так и продолжают закупать. Разница лишь в том, что из-за падения курса рубля к доллару часть западных товаров заняли китайские. Именно на последние 5 лет пришелся значительный рост китайского импорта в Россию. Если в 2016 году товарооборот между двумя странами составлял около $70 млрд, то в прошедшем он превысил $110 млрд. Китай занимает первое место во внешней торговле России. На долю наших соседей в прошлом году в товарообороте страны пришлось 15%. При этом экспорт из РФ в КНР составляет около 12% наших объемов, а импорт из КНР – уже 22%.

При этом если РФ экспортирует в КНР главным образом минерально-сырьевые грузы, то КНР везет обратно продукцию промышленности с высокой добавленной стоимостью. Структура российского экспорта в Китай примерно такова: 75% – товары минерально-сырьевой группы, 5% – продовольствие, 3% – химикаты, 1% – машины и оборудование. Обратный товаропоток выглядит так: машины и оборудование – 55%, одежда и обувь – 11%, химикаты – 10%, продовольствие – 3,5%.

Без преувеличения можно сказать, что место Китая для сегодняшней России занять нечем. В силу этого становится немного не по себе от чтения ленты новостей, которая сегодня больше напоминает сводки с фронтов борьбы с коронавирусом. Россия не просто последовательно закрывает границы и ограничивает транспортное сообщение с Поднебесной. Некоторые шаги вызывают настоящее недоумение. Например, начавшиеся облавы на китайцев в Москве или выборочные проверки только китайских пассажиров на поездах ОАО «РЖД» или в Московском метрополитене, которые становятся причиной недовольных нот со стороны китайского посольства.

Сегодня проблема транспортного сообщения с Китаем и поставка оттуда товаров являются общемировой проблемой. Китай – фабрика мира. А сегодня эта фабрика работает вполсилы, и неизвестно, когда ждать изменения ситуации. Согласно последним известиям из Китая, сроки доставки продукции оттуда все время растут, как и издержки экспортеров. Нормализация ситуации ожидается только к лету.

Неожиданная для всех эпидемия стала неприятным сюрпризом для всего мира. Но для нашей страны она обнажила очень серьезную проблему, которую народ выразил поговоркой «Не клади все яйца в одну корзину». Раньше мы так и делали. Развивали отношения с партнерами на Западе и на Востоке. Могли торговать и играть на струнах конкуренции. Сегодня этих струн становится все меньше. Санкционное давление со стороны Запада не снижается, импортозависимость российской экономики также. А Китай может внезапно подвести… Хорошо, что сейчас мы наблюдаем чрезвычайную ситуацию. А что может быть, если соседи сознательно захотят оказать на нас импортное давление?

По подсчетам наших экспертных институтов, российская промышленность по-прежнему целиком зависит от импорта. В 2019 году зависимость машиностроения составляла 71%, медицины – 73%, лесной промышленности – 87%. Как говорится, комментарии излишни.

Сегодня Российский экспортный центр говорит о том, что толчком к развитию нашей промышленности должен стать рост экспорта. К 2024 году правительство планирует рост экспорта во всех наших традиционных отраслях, в том числе и машиностроении. Большое значение в правительстве придают росту услуг, включая транспортные. Сейчас рынок услуг составляет около 40% отечественного экспорта, а почти 40% из них приходится на транспорт. Привлечение на сухопутный транзит из Европы в Китай всего лишь 5% объемов вместо сегодняшних 1,5% может утроить объемы наших экспортных доходов.

Но, к сожалению, новостей о росте сухопутного транзита на фоне роста ставок на март на морскую перевозку контейнеров из Китая в Европу в 1,5–2 раза не наблюдается. И причина не только в перекрытии границ между регионами Китая и нехватке водителей грузовиков у соседей. Причина заключается в неготовности инфраструктуры РЖД к увеличению перевозок. Работы, которые должны были завершиться еще в прошлом году, перенесены на несколько лет вперед. А наш железнодорожный перевозчик вместо рапортов о выполненных работах сообщает только о формировании различных рабочих групп.

Сколько было разговоров о возможности неограниченного экспорта курятины в Китай в последние полгода? А ни один рефконтейнер так туда и не поехал. Желание продать есть – возможности нет. Все упирается в высокие ставки, таможенные рогатки, а в последние пару месяцев – еще и в вирусную инфекцию. Объяснения есть, результата нет.
В итоге наша экономическая стратегия напоминает русскую рулетку: повезет – не повезет. И к любому из вариантов мы оказываемся не готовы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions