Тут вспоминились стихи когда-то очень известного поэта Владимира Соловьева:
Друг мой! Прежде, как и ныне,
Адониса отпевали.
Стон и вопль стоял в пустыне,
Жены скорбные рыдали.
Друг мой! Прежде, как и ныне,
Адонис вставал из гроба…
И вот почему: Адонис – это древнегреческий бог весны, олицетворяющий ежегодное умирание и оживление природы.
Независимые сети АЗС очень похожи с культом этого давно канувшего в Лету бога. Владельцы заправок нынче снова стонут по поводу убыточности продаж топлива рядовым потребителям на фоне повысившихся оптовых цен.
Напомним, что молитву об Адонисе всегда исполняли в Греции сначала в виде рыдания, а потом – в виде буйной радости. Впрочем, о радости поговорим чуть позже. А пока все-таки остановимся на стенаниях трейдеров.
На российском топливном рынке они раздавались в прошлом и позапрошлом году. И все на ту же тему: почему нефтекомпании могли позволить себе поднять оптовые цены на внутреннем рынке? А владельцы АЗС так поступить не могут, потому что скачкообразно повышать розничные прайсы им не дают.
Оптовики всегда щепетильно относятся к рынку: их главная забота – чтобы на нем не допустить профицита топлива. Потребление горючки в прошлом году снизилось – вполне естественно, что нефтеперерабатывающие заводы, как по команде, раньше времени стали закрываться на профилактику.
Для стабилизации оптовых цен обычно предлагалось увеличить производство и снять ограничения на импорт. Вот и в Минэнерго России вспомнили о том, что стоит подкрутить краны в баках. И рекомендовали нефтяникам к маю 2021 года на треть (до 1,8 млн т) повысить запасы бензина. То есть работать надо, а не спать. Иначе можно проспать в России посевную кампанию.
А еще в Минэнерго в конце января вдруг взяли да и обратили внимание на то, что текущий уровень отгрузок автомобильного бензина на внутренний рынок существенно ниже уровня 2020-го. В прошлом году они, напомним, сократились по сравнению с 2019-м на 4%.
На фоне такой статистики нет ничего удивительного в том, что сейчас бензин имеет свойство дорожать. Но чиновники, тем не менее, удивляются. И утешают себя тем, что этот процесс пока укладывается в рамки инфляции. Спокойствие на этот счет тоже удивляет.
Ведь статистика прошлых лет свидетельствует: обычно повышение розничных цен бензина происходит в период оживления спроса, то есть это характерно для мая-июня, но не для зимы. Стало быть, если тренд наблюдается зимой, то это только первая волна повышения цен. Если зима в этом плане наслоится на весну, то повышение цен может и зашкалить за уровень инфляции.
И все же заметим: сжатие разрывов между оптовыми и розничными ценами происходит опять-таки не впервые. Многие специалисты уже давно обратили внимание на то, что на АЗС стало выгоднее торговать сопутствующими товарами, чем основным продуктом – топливом.
Тут никто ничего не выдумывает. Вот что пишет в СМИ один из владельцев онлайн-сервиса по продаже топлива. Как указывается в публикации, сама идея нового сервиса как раз и родилась в ответ на результаты соцопросов. Они показали, что основной раздражающий фактор на заправке – именно очереди. Особенно для тех, кто утром торопится на работу, а вечером – домой.
«Клиент хочет побыстрее заправиться и уехать по своим делам, но перед ним на оплату в кассе может оказаться молодой человек, который долго раздумывает, какой кофе купить, потом просит разогреть три круассана… И именно ему будет уделяться максимальное внимание. Потому что система мотивации персонала на АЗС построена таким образом, что сотрудники получают финансовое вознаграждение не от продажи бензина (его купят в любом случае), а от реализации сопутствующих товаров», – разоткровенничался специалист.
Онлайн-платежи – никто не спорит – вещь полезная, если позволяет объехать любителей круассанов в очереди и побыстрее расплатиться за заправку бензином. Однако же ситуация, согласитесь, странная. По идее, на АЗС должны торговать именно топливом, а не каким-то другим горючим. Или, может быть, там взять и разрешить продавать, например, алкоголь? Российский топливный союз (РТС), объединяющий представителей розничных операторов АЗС, кстати, обратился к вице-премьеру России Александру Новаку с рядом предложений по нормализации ситуации на топливном рынке в начале этого года. И среди предложений оказалось снятие запрета на продажу слабоалкогольной продукции на АЗС. Заправиться ею тоже можно по полной программе. И маржа для АЗС будет максимальной. Даже вывеску можно сменить: вместо АЗС – «разливочный супермаркет».
Впрочем, до этого вряд ли дойдет, ведь после рыданий обычно наступает вторая часть молитвы Адонису – в виде криков радости. Они обычно следуют, когда просыпаются регуляторы и начинают вести переговоры с нефтепереработчиками об ограничении роста оптовых цен. Причем радость наступает в любом случае: если договориться не удается, то уже никто не будет мешать приводить цены на бензин на АЗС в соответствие с внутренним рынком. И может так получиться, что вот уж точно вновь станет выгодным импортировать бензин, который в Европе окажется дешевле, чем в РФ. Как же не радоваться такому бизнесу: гоним на экспорт нефть и везем обратно бензин…
Тут уже и не знаешь, какой вариант абсурднее: превратить бензоколонку в супермаркет или стране, которая добывает нефть, импортировать бензин. И все потому, что чиновники так отрегулировали российский топливный рынок. Наверное, стоит ввести более эффективные схемы налогообложения на нем. Такие, чтобы и продавать топливо на экспорт было выгодно, и отечественные потребители не страдали.
А пока что с 1 января 2021 года произошло плановое повышение акцизов на топливо. Например, для бензинов 5-го класса он вырос с 12,8 тыс. за тонну до 13,3 тыс. руб. В пересчете на розничную цену бензина акциз составляет почти 10 руб. с литра, а последняя индексация добавила 30–40 коп. в цену 1 л.
Также с начала 2021 года проиндексирована и условная расчетная цена топлива. Например, для бензина она поднялась с 53,6 тыс. до 56 тыс. руб. за тонну, сообщил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
Регуляторная конструкция, выстроенная для стабилизации цен, по сути, подавила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски. А это значит, что созданы условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены будут склонны к росту. При этом будут сочетаться периоды, когда сначала маржа будет расти у переработчиков, а затем – у владельцев АЗС.
Автор: Иван Логистман
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.