+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2021 17:00:06
5 O'Clock
РЖД-Партнер

АЗС как разливочный супермаркет

Каждый год владельцы АЗС заводят практически одну ту же песню: бизнес становится убыточным, маржа от продаж бензина не покрывает расходы… Но потом цены на топливо растут и…
Тут вспоминились стихи когда-то очень известного поэта Владимира Соловьева:

Друг мой! Прежде, как и ныне,
Адониса отпевали.
Стон и вопль стоял в пустыне,
Жены скорбные рыдали.
Друг мой! Прежде, как и ныне,
Адонис вставал из гроба…

И вот почему: Адонис – это древнегреческий бог весны, олицетворяющий ежегодное умирание и оживление природы.
Независимые сети АЗС очень похожи с культом этого давно канувшего в Лету бога. Владельцы заправок нынче снова стонут по поводу убыточности продаж топлива рядовым потребителям на фоне повысившихся оптовых цен.

Напомним, что молитву об Адонисе всегда исполняли в Греции сначала в виде рыдания, а потом – в виде буйной радости. Впрочем, о радости поговорим чуть позже. А пока все-таки остановимся на стенаниях трейдеров.
На российском топливном рынке они раздавались в прошлом и позапрошлом году. И все на ту же тему: почему нефтекомпании могли позволить себе поднять оптовые цены на внутреннем рынке? А владельцы АЗС так поступить не могут, потому что скачкообразно повышать розничные прайсы им не дают.

Оптовики всегда щепетильно относятся к рынку: их главная забота – чтобы на нем не допустить профицита топлива. Потребление горючки в прошлом году снизилось – вполне естественно, что нефтеперерабатывающие заводы, как по команде, раньше времени стали закрываться на профилактику.

Для стабилизации оптовых цен обычно предлагалось увеличить производство и снять ограничения на импорт. Вот и в Минэнерго России вспомнили о том, что стоит подкрутить краны в баках. И рекомендовали нефтяникам к маю 2021 года на треть (до 1,8 млн т) повысить запасы бензина. То есть работать надо, а не спать. Иначе можно проспать в России посевную кампанию.

А еще в Минэнерго в конце января вдруг взяли да и обратили внимание на то, что текущий уровень отгрузок автомобильного бензина на внутренний рынок существенно ниже уровня 2020-го. В прошлом году они, напомним, сократились по сравнению с 2019-м на 4%.

На фоне такой статистики нет ничего удивительного в том, что сейчас бензин имеет свойство дорожать. Но чиновники, тем не менее, удивляются. И утешают себя тем, что этот процесс пока укладывается в рамки инфляции. Спокойствие на этот счет тоже удивляет.

Ведь статистика прошлых лет свидетельствует: обычно повышение розничных цен бензина происходит в период оживления спроса, то есть это характерно для мая-июня, но не для зимы. Стало быть, если тренд наблюдается зимой, то это только первая волна повышения цен. Если зима в этом плане наслоится на весну, то повышение цен может и зашкалить за уровень инфляции.

И все же заметим: сжатие разрывов между оптовыми и розничными ценами происходит опять-таки не впервые. Многие специалисты уже давно обратили внимание на то, что на АЗС стало выгоднее торговать сопутствующими товарами, чем основным продуктом – топливом.

Тут никто ничего не выдумывает. Вот что пишет в СМИ один из владельцев онлайн-сервиса по продаже топлива. Как указывается в публикации, сама идея нового сервиса как раз и родилась в ответ на результаты соцопросов. Они показали, что основной раздражающий фактор на заправке – именно очереди. Особенно для тех, кто утром торопится на работу, а вечером – домой.

«Клиент хочет побыстрее заправиться и уехать по своим делам, но перед ним на оплату в кассе может оказаться молодой человек, который долго раздумывает, какой кофе купить, потом просит разогреть три круассана… И именно ему будет уделяться максимальное внимание. Потому что система мотивации персонала на АЗС построена таким образом, что сотрудники получают финансовое вознаграждение не от продажи бензина (его купят в любом случае), а от реализации сопутствующих товаров», – разоткровенничался специалист.

Онлайн-платежи – никто не спорит – вещь полезная, если позволяет объехать любителей круассанов в очереди и побыстрее расплатиться за заправку бензином. Однако же ситуация, согласитесь, странная. По идее, на АЗС должны торговать именно топливом, а не каким-то другим горючим. Или, может быть, там взять и разрешить продавать, например, алкоголь? Российский топливный союз (РТС), объединяющий представителей розничных операторов АЗС, кстати, обратился к вице-премьеру России Александру Новаку с рядом предложений по нормализации ситуации на топливном рынке в начале этого года. И среди предложений оказалось снятие запрета на продажу слабоалкогольной продукции на АЗС. Заправиться ею тоже можно по полной программе. И маржа для АЗС будет максимальной. Даже вывеску можно сменить: вместо АЗС – «разливочный супермаркет».

Впрочем, до этого вряд ли дойдет, ведь после рыданий обычно наступает вторая часть молитвы Адонису – в виде криков радости. Они обычно следуют, когда просыпаются регуляторы и начинают вести переговоры с нефтепереработчиками об ограничении роста оптовых цен. Причем радость наступает в любом случае: если договориться не удается, то уже никто не будет мешать приводить цены на бензин на АЗС в соответствие с внутренним рынком. И может так получиться, что вот уж точно вновь станет выгодным импортировать бензин, который в Европе окажется дешевле, чем в РФ. Как же не радоваться такому бизнесу: гоним на экспорт нефть и везем обратно бензин…

Тут уже и не знаешь, какой вариант абсурднее: превратить бензоколонку в супермаркет или стране, которая добывает нефть, импортировать бензин. И все потому, что чиновники так отрегулировали российский топливный рынок. Наверное, стоит ввести более эффективные схемы налогообложения на нем. Такие, чтобы и продавать топливо на экспорт было выгодно, и отечественные потребители не страдали.

А пока что с 1 января 2021 года произошло плановое повышение акцизов на топливо. Например, для бензинов 5-го класса он вырос с 12,8 тыс. за тонну до 13,3 тыс. руб. В пересчете на розничную цену бензина акциз составляет почти 10 руб. с литра, а последняя индексация добавила 30–40 коп. в цену 1 л.

Также с начала 2021 года проиндексирована и условная расчетная цена топлива. Например, для бензина она поднялась с 53,6 тыс. до 56 тыс. руб. за тонну, сообщил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Регуляторная конструкция, выстроенная для стабилизации цен, по сути, подавила рыночные способы ценообразования, зажав производителей и продавцов топлива в регуляторные тиски. А это значит, что созданы условия, когда при любом изменении конъюнктуры розничные цены будут склонны к росту. При этом будут сочетаться периоды, когда сначала маржа будет расти у переработчиков, а затем – у владельцев АЗС.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions