+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2022 13:23:07
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

РЖД завершат 2022 год с минусом в погрузке

Погрузка на РЖД по итогам 2022 года, как ожидается, составит около 1,23 млрд т, что на 4% меньше, чем в 2021-м, и лишь на 1% хуже результатов пандемийного 2020 года.
Такой результат объясняет разброс в оценках, которые сегодня звучат по этому поводу. Одни эксперты обращают внимание на то, что на сети не смогли взять дополнительные объемы грузов.

И действительно: перевозчик вводил по три десятка конвенций в месяц и большинство из них было выдано в двух направлениях – в сторону российских морских портов Южного и Дальневосточного бассейнов. Именно там наблюдалось сгущение экспортных поездопотоков. И это в общем-то и не было удивительным, поскольку именно туда переключилась часть объемов отправок, ранее следовавшая в порты Северо-Запада. Прежде всего это те отправители, кто до введения санкций заказывали перевозки через сухопутные границы РФ со странами Балтии и Финляндии. Они просели от 30 до 50%.

В меньшей степени пострадали клиенты, чьи грузы следовали через российские морские порты на Балтике, если не считать грузов в контейнерах. В целом заадресация погрузки в их сторону не прекратилась, уточнили в ОЖД.

По словам участников рынка, с российского побережья Балтики успешно перемещаются в направлении стран восточной Африки и Азии – в том числе в Китай. А в целом перевалка в морских портах Северо-Запада, например, за октябрь сократилась менее чем на 2%.

Тем не менее часть номенклатур, ранее следовавших в ЕС, не смогли пока переключиться на другие маршруты. Поэтому в ноябре на ОЖД вместе с грузоотправителями пытались переориентировать их на восток и юг, а также – на Севморпуть. В связи с этим в ноябре удалось сформировать три десятка новых проектов в сфере трансформации логистики. 

В минусе – якорные номенклатуры

В 2022 году из-за трансформации логистики снижение произошло по большинству якорных для РЖД номенклатур – за исключением щебенки и грузов, которые относят к категориям прочих.

Будь пропускная способность Восточного полигона больше, то показатели работы сети выглядели бы гораздо лучше. Да и в сторону южных морских портов РФ движение оказалось ограниченным.

Разумеется, никто не отрицает объективных причин ухода в минус. Скажем, спад в машиностроении РФ по итогам 2022 года оценивается экспертами на уровне -10%, что станет худшим показателем за последние 7 лет.

Основные причины настоящего падения – дефицит комплектующих, нарушение логистических цепочек, снижение экспорта, закрытие предприятий западных компаний в РФ, инфляция и снижение покупательной способности населения.

Динамика машиностроительного производства ухудшилась от квартала к кварталу. Соответственно и помесячная динамика погрузки на РЖД оказалась неустойчивой. А по осени стало очевидным: темпы ее падения усилились.

Что сулит нам год грядущий?

Судя по всему, начало будущего года также уведет сеть в минус. Тем более что объемы придется сравнивать с высокой базой 2021 года. А тогда погрузка, напомним, на 3,2% превысила уровень 2020-го. И не только: погрузка оказалась на 0,4% больше 2019 года, который считается благополучным для РЖД.
Вот почему эксперты и ожидают, что спад охватит большинство номеклатур. А это – уголь, нефть, руда, черные металлы, лес, минудобрения, цемент.

Для экспортеров 2023 год окажется нелегким. Нефтяники только к весне обретут своего рода логистический иммунитет к введенным против РФ санкциям в сфере энергоресурсов.

Экспорт угля прирастает, по сути, только поставками в Азию. А на этом направлении угольщики сталкивается с затруднениями на Восточном полигоне. Там, может, и бум поставок. Но он коснется лишь тех, кто сумеет по российским железным дорогам до Китая доехать. Аналогично – с поставками в Индию: спрос есть. Но видны и вопросы с логистикой на юге.

Тарифы и рынок

Как видим, российская экономика испытывает сложности. Однако, как это ни выглядит удивительным, тариф перевозчика в 2023-м с учетом дополнительной индексации тарифа в июне текущего года прирастет к декабрю 2021-го примерно на 30%. И в холдинге не считают это чрезмерной нагрузкой на грузоотправителей.

При этом мало кто обратил внимание вот на какую деталь: в начале осени текущего года базовые ставки аренды полувагонов на споте железнодорожных операторов стали сближаться с аналогичным показателем прошлого года. В частности, согласно исследованию РЖД-Партнера, базовые ставки аренды полувагонов в октябре оказались на 6% ниже, а в ноябре – на 20% ниже, чем за те же месяцы 2021 года.

И это стало парадоксом конца 2022-го: можно сказать, что на рынке услуг предоставления основного типа подвижного состава на сети (полувагонов) проявилась дефляция – в отличие от тарифа перевозчика, рост которого превысил общую инфляцию в РФ.

Получилось, что перевозчик прожил нынешний год по одним правилам, а операторский рынок отреагировал на сложившуюся непростую ситуацию в российской экономике по-другому. Так, как, собственно, и полагается рынку. В соответствии с конъюнктурой и адаптации к санкционным последствиям.
Учитывая, что все решения уже приняты, ключевое на сегодняшний день – прожить следующий год спокойно, без решений по дополнительной индексации тарифов, чтобы бизнес мог адаптировать новые реалии к фактически новой конфигурации цепочек поставок.

Результат мог быть и хуже

Соответственно неудивительно, что перевозчик оценил итоги 2022 года как весьма положительные для себя. В принципе, для этого имеется повод.

Ну и конечно же, если говорить о погрузке, то тут результат ожидался гораздо хуже, чем в пандемийный период. А сеть все-таки под таким углом зрения прошла сквозь текущий год довольно уверенно. И с прибылью.

При этом в холдинге сообщили, что на сети улучшилась динамика по строительным грузам (+5,3%) – за счет увеличения объема отправок в ноябре на 9,8%. Также сократилось отставание по зерну – в ноябре его погрузка увеличилась на 18,8%.

Усилился рост погрузки на железных дорогах восточного полигона: Восточно-Сибирской (+2,3% за январь – ноябрь), Забайкальской (+7%), Дальневосточной (+6,7%).

Об этом заявили на встрече руководства ОАО «РЖД» с грузоотправителями. При этом было подчеркнуто, что в условиях известных ограничений на западном направлении и повышенного спроса на перевозки в адрес восточных портов и погранпереходов железнодорожникам и грузовладельцам совместными усилиями удалось обеспечить вывоз на экспорт высокотехнологичной продукции, не допустить остановки производственных предприятий.

Компания задействовала все технологические резервы для наращивания провозной способности. И за 11 месяцев в восточном направлении проведено 15,5 тыс. поездов весом 7,1 тыс. т, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Обеспечена перевозка дополнительно свыше 3 млн т грузов.

Причем более 10,5 тыс. поездов (в 3,6 раз больше, чем в 2021 г.) прошло с использованием технологии виртуальной сцепки, позволяющей минимизировать интервал попутного следования.

В холдинге считают, что для продвижения товаропотока на восток появились новые возможности, поскольку на сети развивают инфраструктуру на пограничных станциях. Появились дополнительные перегрузочные мощности в Забайкальске, переведен на круглосуточный режим работы погранпереход Махалино – Хуньчунь, открыт новый погранпереход Нижнеленинское – Тунцзян.

Остается добавить: на фоне завершения 2022 года холдингом с прибылью никто не пожурил ОАО «РЖД» за отставание в развитии инфраструктуры Восточного полигона. В Минтрансе России весьма спокойно отнеслись к проекту, который предполагает сдвижку на 2024 года 88 объектов, которые предполагалось ввести ранее.

Таким образом, стройка на востоке может быть не завершена в срок. Ведь прогнозируется, что на участках БАМа Новая Чара – Тында и Комсомольск – Ванино пропускная способность на 2024 год уменьшится относительно плановой на 15 пар поездов в сутки. На участке Февральск – Новый Ургал – на 14 пар и 22,7 млн т, Таксимо – Новая Чара – на 10 пар, Улак – Февральск – на 9 пар.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions