+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2022 09:52:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка в ноябре на РЖД продолжила падение

Ноябрь 2022 года вновь увел динамику железнодорожных перевозок вниз: погрузка на РЖД по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 4,1%, до 103,5 млн т.

В ноябре на сети в разные дни действовало три десятка конвенций, и большинство из них было выдано в двух направлениях – в сторону российских морских портов Южного и Дальневосточного бассейнов. Именно там и наблюдалось сгущение экспортных поездопотоков, что в, общем-то, и неудивительно, поскольку именно туда переключилась часть объемов отправок, ранее следовавшая в порты Северо-Запада.

По словам начальника ОЖД Виктора Голомолзина, прежде всего это те отправители, кто до введения санкций заказывали перевозки через сухопутные границы РФ со странами Балтии и Финляндии. Они просели от 30 до 50%.

В меньшей степени пострадали клиенты, чьи грузы следовали через российские морские порты на Балтике, если не считать грузов в контейнерах. В целом заадресация погрузки в их сторону не прекратилась, уточнили в ОЖД.

По словам участников рынка, с российского побережья Балтики успешно перемещаются в направлении стран восточной Африки и Азии – в том числе в Китай. А в целом перевалка в морских портах Северо-Запада, например, за октябрь сократилась менее чем на 2%.

Тем не менее, часть номенклатур, ранее следовавших в ЕС, не может так быстро переключиться на другие маршруты. Поэтому в ноябре на ОЖД вместе с грузоотправителями пытались переориентировать их на восток и юг, а также – на Севморпуть. В связи с этим в ноябре удалось сформировать три десятка новых проектов в сфере трансформации логистики.

В качестве примера можно привести перевозки бумаги в Стамбул через Новороссийск, а также через Владивосток в страны АТР. Постепенно в Санкт-Петербург стал подтягиваться и флот для доставки контейнеров в китайском направлении.

На сети вагоны взяли в оборот

Осень на сети в целом отличалась активизацией усилий, которые принимал перевозчик в борьбе с избыточным парком, а точнее – за сокращение оборота вагонов на сети. В теории это хорошо. На практике это привело к ограничениям на подсыл порожних вагонов издалека.

А значит, с одной стороны, железные дороги освобождались от избытка вагонов, но, с другой стороны, это ограничивало выбор клиентов при подборе подвижного состава в пул для отправки. Внешне это выглядело так: в АС ЭТРАН просто вывешивали запрет на подсыл заказанного парка без объяснения причин. Респонденты в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте отметили также факты, когда тормозился вывоз и уже груженых вагонов на сетевую станцию отправления, если железная дорога получала данные о недостатке провозных способностей в зоне станции выгрузки.

Таким образом, в сентябре с сети заторы перекочевали на пути необщего пользования. Соответственно оборот вагонов на промежуточных станциях РЖД улучшился. Это вызвало всплеск претензий клиентов. В октябре пришлось принимать меры. И оборот вагонов снова замедлился на промежуточных станциях, а пути необщего пользования стали ощутимо свободнее.

Ноябрь закрепил указанный тренд. Все вернулось на круги своя – к брошенным поездам на подходах к портам Юга, сухопутным погранпереходам в с Китаем, а также – морским терминалам, к которым выводит Восточный полигон. При этом рекордсменом по конвенциям стала СКЖД.

Уголь стабилизировался

В ноябре снижение произошло по большинству якорных для РЖД номенклатур – за исключением угля, стройгрузов, зерна и грузов, которые относят к категориям прочих. В этой палитре следует отметить уголь: увеличение в данном случае связано с отложенным спросом. Уголь придерживали в его устремлении на восток, пытаясь вместо него отправлять в указанном направлении высокодоходные грузы.

По-видимому, в ноябре на сети были найден своего рода компромисс. На восток стали больше грузить контейнеров в полувагонах. Соответственно снизились и объемы отправки порожних фитинговых платформ в обратном направлении.

Были начаты опытные перевозки 20-футовых контейнеров с размещением по два в полувагоне. Разрешен способ крепления с деревянными брусками, резиновыми подкладками и надувными мешками для фиксации контейнеров от смещений внутри подвижного состава, который позволил ускорить погрузку.

В общем экспортный уголь смог пробиться на восток в несколько большем объеме. Кроме того, выросли и внутренние перевозки угля. Итог – его погрузка стабилизировалась. Отправлено 31,5, что на 0,1% больше, чем за аналогичный период 2021 года.

Остается добавить: в ноябре КНР вопреки объявленному энергопереходу на зеленые технологии была вынуждена увеличить потребление угля. Это значит, что из РФ угольщики будут вывозить в Китай столько, сколько пропустит РЖД.

Нефть поплыла на споте

А вот погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре текущего года сократилась до 18,4 млн т, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Рынок, по сути, подал сигнал: если в ЕС установят потолок цены на нефть из России в $62 за баррель, то ее повезут на спот меньше. Следовательно, следует ожидать снижения железнодорожных перевозок нефти.

Этому же будет способствовать повышение пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 декабря до $43,3 за 1 т (+$0,6). Сказывается и рост ставок на танкерные перевозки, который, по данным Clarksons, продолжится по крайней мере до конца зимы.

На фоне всех этих новостей добыча нефти в РФ снизилась как октябре, так и в ноябре. Похолодание, правда, судя по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», пока не коснулось экспорта дизтоплива и мазута.

Отмечен также рост перевозок керосина и бензина внутри РФ. Однако это не могло перекрыть падение экспорта нефтегрузов в целом.

Вилочные номенклатуры

В отличие от нефти, в ноябре выросла погрузка стройматериалов – 10,5 млн т (+9,8%, по данным ОАО «РЖД»). Свою роль здесь сыграло увеличение спроса в дорожном строительстве: подрядчики стали запасать щебенку, опасаясь всплеска цен весной следующего года.

При этом жилищное и промышленное строительство впало в стагнацию, что, в свою очередь, вызвало спад на 20% (до 1,6 млн т) в железнодорожной погрузке цемента. Спад мог оказаться и не таким глубоким, но часть грузопотоков, судя по данным, полученным в ходе опросов по Индексу качества услуг на железнодорожном транспорте, клиенты активно переключили на автотранспорт.

Своего рода вилка образовалась и в аграрной группе. Благодаря стечению ряда факторов в ноябре увеличилась погрузка зерна – до 2,6 млн т (+18,8%, по данным ОАО «РЖД»).

Это произошло на фоне послаблений в экспорте, активизации государственных интервенций на внутреннем рынке и отложенному спросу в предыдущие два месяца. Однако в не меньшей степени в ноябре погрузку подстегнуло известие из Минсельхоза России о росте с 30 ноября пошлины на экспорт пшеницы (до 2788 руб./т). В общем экспортеры решили подсуетиться – пока не поздно.

Вместе с тем погрузка минудобрений снизилась до 5 млн т – почти на 9%. И этом несмотря на то, что, по данным, представленным исполнительным директором РАПУ Максимом Кузнецовым, за 10 месяцев текущего года производство азотных и фосфорных удобрений, наиболее востребованных аграриями, выросло в РФ на 6 и 2% соответственно.

Ноябрь также сохранил положительную динамику. Но вот куда в таком случае ушли дополнительные объемы? Очевидно, опять-таки на автотранспорт.

Пока основной спрос на российские минудобрения – внутри РФ. У производителей, впрочем, теплится надежда на то, что в условиях достаточного насыщения внутреннего рынка продукцией, как отметили в РАПУ, в перспективе все-таки появится возможность отправить дополнительные объемы на экспорт.
Пока в РФ на эту тему действуют ограничения. Лишь недавно правительство увеличило квоту на экспорт азотных удобрений – но всего лишь до конца 2022 года.

Металл утяжелил минус

Печальной следует назвать статистику и в сфере ГМК. В частности, погрузка лома снизилась на треть (до 0,9 млн т), железной руды – на 5% (до 9,6 млн т), черных металлов – на 17% (до 5,1 млн т). Причины – те же, что и раньше.

Напомним, что в октябре отправка грузов в контейнерах, по оценкам участников рынка, снизилась до 3,8 млн т (-3,7% к аналогичному периоду прошлого года). Ноябрь также продемонстрировал отрицательную динамику погрузки данной номенклатуры.

Тем не менее, по данным КСТП, прогнозы о тотальном дефиците контейнеров из-за санкций, полном закрытии границ и остановке взаиморасчетов не сбылись. Продолжается поиск новых путей движения средств и товарных потоков.

Однако пока рост погрузки тормозит высокий тариф перевозчика, который вырос по сравнению с 2021 годом почти на треть. Ведь ставки операторов на фитинговые платформы в октябре снизились на 15–21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И в ноябре по сравнению с октябрем текущего года, по предварительным данным, согласно исследованию, которое проводит журнал РЖД-Партнер, они почти не изменились.

Лишь в ноябре перевозчик сообщил о том, что для привлечения грузовой базы по отдельным транзитным направлениям он принимает решения по изменению базовых ставок тарифной политики СНГ. Ранее скидки предоставлялись весьма скупо.

Остается добавить: спад в грузоперевозках в той или иной степени коснулся большинства железных дорог. Усилился рост погрузки, по данным ОАО «РЖД», только в зоне Восточного полигона: на Восточно-Сибирской (+2,3% за январь – ноябрь 2022 г.), Забайкальской (+7%) и Дальневосточной (+6,7%) магистралях.

Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions