+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2017 12:05:19
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в августе 2017 года

В августе 2017 года погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016-го на 0,4% и составила 106,2 млн т. Грузооборот за август 2017-го увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,9% и составил 208,2 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 4,9% и составил 265,1 млрд т-км. В целом погрузка за январь – август 2017 года, по данным РЖД, составила 833,5 млн т, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Уголь: предпосылки роста сохраняются

Отличительной особенностью августовских перевозок стали некоторые проблемы с трафиком в Приморье, возникшие в начале месяца из-за ливневых дождей, повредивших инфраструктуру. Из-за погодной аномалии вице-президент компании Анатолий Краснощек ввел режим ЧС на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах. Однако в целом, хотя ситуация и привела к задержкам движения грузовых поездов, следующих в направлении морских портов Дальнего Востока, но оставалась под контролем, и критичных задержек в движении поездов допущено не было. Главным пунктом роста погрузки остается каменный уголь. В августе было перевезено 28,3 млн т, это на 13% больше, чем в июле. К августу 2016 года рост составил 7,6%. Всего за период январь – август 2016-го, согласно данным РЖД, было погружено 234,4 млн т угля. Рост составил 18,3 млн т, что на 9,5% больше того же периода прошлого года. По оценкам специалистов, экспорт угля закономерно продолжил рост на фоне текущей конъюнктуры спроса на мировых рынках. Напомним, что во внутреннем сообщении погрузка за 7 месяцев 2017 года выросла только на 1,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост погрузки на экспорт за тот же период составил 21,4%. «Ключевым фактором повышения экспорта угля является проводимая руководством Китая политика по сокращению избыточных и неэффективных производственных мощностей в отрасли, а также запрету импорта угля из Северной Кореи, действующему с 20 февраля по 31 декабря 2017 года.

Дополнительно с 1 июля 2017 года Китай ввел дополнительные ограничения на импорт угля через небольшие порты, действующие без разрешения Госсовета, с целью ограничения импорта низкосортного угля. В результате китайские потребители были вынуждены переориентироваться на других поставщиков, среди которых основную роль занимают Россия и Австралия», – отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник. В ИПЕМ прогнозируют, что наращивание экспорта угля в страны АТР, такие как Индия, Индонезия, Филиппины, Япония, Южная Корея и Вьетнам, будет продолжаться. Однако ряд импортеров уже развивает собственную угледобычу. Так, согласно статистике Министерства энергетики Индии, страна планирует существенно сократить импорт угля за счет своих месторождений. В частности, здесь разрабатываются и внедряются проекты по импортозамещению коксующегося угля.

В то же время продолжается тенденция снижения погрузки угля на Дальневосточной магистрали. С начала года она снизилась более чем на 8%, и в августе эту тенденцию переломить не удалось. Наблюдаемое снижение связано в первую очередь с уменьшением поставок угля на внутренний рынок и было вполне прогнозируемым, поскольку заявленные ранее планы увеличения производства электроэнергии Бурейской и Зейской ГЭС привели к снижению потребления твердого топлива объектами Дальневосточной генерирующей компании. В то же время на дороге ожидают рост отправок угля с Ургальского угольного месторождения в Хабаровском крае в связи с вводом в эксплуатацию новой обогатительной фабрики. Кроме того, нивелировать снижение погрузки в дальнейшем позволит активизация на этом направлении работы компании «Дальтрансуголь», планирующей развитие своих мощностей в бухте Мучка близ Ванино до 30 млн т в год. В этом году здесь, согласно предварительным оценкам, смогут осуществить перевалку 21 млн т угля. Кроме того, в более отдаленной перспективе на увеличении объемов перевозки данной номенклатуры могут сказаться масштабные планы, озвученные, правда, пока в форме намерений о сотрудничестве, по перевалке в российских портах монгольского угля. Об этом в ходе ДВЭФ заявил президент страны Халтмаагийн Баттулга, уже успевший, кстати, посетить Находку и ознакомиться с работой крупнейшей стивидорной компании Приморского края – ОАО «Восточный порт».

В целом, по оценкам экспертов, по итогам 2017 года объемы экспорта угля в страны АТР в стоимостном выражении превысят $5 млрд и будут расти. Так, по данным аналитика компании EY Бориса Яценко, полученным на основе опроса компаний, 88% российских угледобывающих предприятий ожидают увеличения (50%) или сохранения (38%) уровня мировых цен на уголь в 2017 году. При этом 44% участников рынка планируют нарастить объем добычи угля в текущем году. О предстоящем росте производительности на 10–50% сообщила четверть опрошенных компаний. О планах увеличить показатели более чем на 50% заявили 19% предприятий.

Строительство снижает обороты

Благоприятная конъюнктура угольных цен на глобальном рынке привлекла внимание операторов к перевозкам данного вида грузов. Что не вполне благоприятным образом сказалось на удовлетворении заявок на перевозку других номенклатур в сегменте низкодоходных грузов, в частности, щебня. В августе перевозка строительных грузов на сети РЖД незначительно снизилась по отношению к июлю этого года, составив 12,5 млн т против 12,7 млн. Более значительное падение объемов перевозки данного сегмента заметно в годовой динамике. Для сравнения, в августе 2016 года было перевезено 14,5 млн т строительных грузов, что на 14% больше, чем за август нынешнего года. В июле 2017-го по сравнению с июлем 2016-го снижение составило 13%. В целом погрузка стройгрузов за январь – август 2017 года, согласно данным РЖД, снизилась на 7,8% к аналогичному периоду прошлого года, составив 90,2 млн т. Большую роль в снижении спроса на этот вид грузов сыграло наблюдаемое падение объемов жилищного строительства в РФ. Так, по данным Росстата, в январе – июле активность в строительном секторе снизилась почти на 14% с сравнении с прошлогодними данными, а наибольшая динамика снижения спроса отмечалась в Москве, Волгоградской области, Воронеже и в целом по СЗФО и ДВФО. Наряду с этим свое влияние на показатели погрузки нерудных строительных материалов оказывает наблюдаемый дефицит полувагонов, о чем еще накануне высокого сезона предупреждали эксперты и участники рынка. Как пояснил генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой, проблемы с перевозкой щебня связаны с тем, что подвижной состав в первую очередь используется под перевозки угля. Это приводит к тому, что в Центральном федеральном округе заказчики испытывают недопоставку материала. Пустые склады вызывают их обеспокоенность – осенью возможны срывы по срокам сдачи объектов. Причем вопрос недопоставки – это не вопрос отдельного региона, считает А. Громовой, хотя эта проблема на Северо-Западе наиболее ощутима. Но даже перевозки щебня по Северо-Кавказкой дороге, из Беларуси – там, где, казалось бы, не должно быть проблем, они так или иначе возникают все по той же самой причине: часть вагонов уходит порожней мимо погрузки.

Лидер среди среднедоходных

Достаточно уверенно ведет себя спрос на рынке химических и минеральных удобрений, поставка которых растет как на экспорт, так и на внутреннем рынке. В августе по железной дороге было перевезено 4,8 млн т – столько же, сколько в июле 2017 года и немногим более августа 2016-го, когда было перевезено 4,4 млн т. В целом за 8 месяцев этого года железными дорогами погружено 38 млн т, что на 8,4% больше того же периода 2016-го. При этом с начала года погрузка минеральных удобрений во внутреннем сообщении увеличилась более, чем на 13% по отношению к январю – июлю 2016-го, а на экспорт рост составил 10%. Как отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ А. Слободяник, накопленные минеральные удобрения (с учетом остатков 2016 г.) составляют около 2 515 тыс. т действующего вещества, что на 238,4 тыс. т больше, чем в прошлом году. С начала года, по данным на 21 августа, сельхозпроизводители приобрели около 2 233 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений, что на 193,5 тыс. т больше, чем в прошлом году. При этом тенденции, которые могут отрицательно повлиять на российский экспорт удобрений, сохраняются, считает эксперт. «На мировом рынке вводятся новые мощности по производству продукции и в результате растет конкуренция. Также в ряде стран проводится изменение политики по использованию удобрений. Например, Китай начал реализацию экологической политики по обеспечению уменьшения объемов применения удобрений в сельском хозяйстве», – напомнил он.

Нефть застыла в ожидании

В сегменте перевозок высокодоходных грузов в качестве аутсайдеров выступают нефть и нефтепродукты, демонстрирующие последовательное снижение на фоне роста перевозок химикатов и соды, грузов в контейнерах. По итогам августа динамика погрузки данных видов упала до нулевых показателей роста. В августе было перевезено 19,2 млн т данной номенклатуры – почти столько же, сколько и в июле этого года, когда объем перевозки нефти и нефтепродуктов достиг 19,7 млн т. В августе 2016 года, напомним, данный показатель составил 20 млн т. В целом за 8 месяцев этого года по сети РЖД было перевезено 156,7 млн т – практически без изменений к аналогичному периоду 2016-го. Продолжающийся спад в погрузке нефти и нефтепродуктов в ИПЕМ связывают с существенным снижением экспорта. Если во внутреннем сообщении за 7 месяцев погрузка увеличилась на 3,2% к 7 месяцам 2016 года, то экспорт, наоборот, просел на 8,9%. «Мировые биржевые цены на нефть продолжают снижаться, – отмечает А. Слободяник. – С начала 2017 года цена на марку Brent сократилась на 7,3% относительно декабря 2016-го. Данное снижение вызвано, в том числе, ростом среднесуточной добычи нефти в таких странах, как США, Ливия и Нигерия. В то же время спрос на нефть и нефтепродукты растет – за первые 6 месяцев текущего года Китай импортировал 212,3 млн т нефти, что на 13,8% выше аналогичного периода 2016-го, а по итогам июня впервые вышел на первое место в мире по объемам нефтяного импорта, обогнав США». В ИПЕМ прогнозируют увеличения спроса в Китае и на дизельное топливо. По заявлению Caterpillar Inc., Китай проявляет большой интерес к строительной технике, а продажи тяжелых экскаваторов выросли до 130% в первой половине этого года. «Россия остается одним из главных поставщиков нефти и нефтепродуктов на китайский рынок. Однако тренд на ужесточение конкуренции сохраняется», – полагает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ. По его словам, еще в феврале текущего года Китай стал крупнейшим импортером нефти из США, обойдя Канаду. Также американские производители выходят и на другие рынки реализации продукции.

Разнонаправленным продолжает оставаться тренд по перевозкам сжиженного углеводородного газа по железной дороге. В текущем году в РФ планируется произвести 16,6 млн т СУГ. Ожидается, что из этого количества на экспорт уйдет около 7 млн т. Однако итоги полугодия свидетельствуют о некотором замедлении прогнозных показателей экспорта. Так, по экспертным оценкам, в первой половине текущего года отгрузки сжиженного углеводородного газа из России по железной дороге за рубеж снизились на 154,6 тыс. т, до 3 млн т, что объясняется сокращением товарного выпуска продукта на заводах РФ. Основное снижение экспортных поставок, по данным Thomson Reuters, пришлось на черноморские порты, также сократились отгрузки в Венгрию, Словакию и балканские страны. Рост отгрузок газа наблюдался из балтийского порта Усть-Луга, а также в Белоруссию и Польшу. Польша по-прежнему остается крупнейшим сухопутным направлением железнодорожных поставок российского СУГ. Экспорт в эту страну вырос в I полугодии на 51,8 тыс. т, до 613,3 тыс. т, в том числе за счет увеличения транзита в страны ЕС. Наряду с этим наиболее перспективным направлением по объемам поставок СУГ остается Китай, особенно с учетом ввода в эксплуатацию нового терминала по перевалке китайской Fareast Gas в Маньчжурии. Его мощности рассчитаны на 1 млн т ежегодно с возможностью расширения. Первые отправки запланировано осуществить до конца этого года. В то же время на среднесрочной перспективе дальнейшего наращивания экспорта СУГ может сказаться переориентация «СИБУРа» на производство полимеров. Как заявили в компании, после запуска завода «Запсибнефтехим» в Тобольске, запланированного на 2020 год, и постепенного выхода на проектную мощность «СИБУР» перестанет поставлять на рынок около 3 млн т сжиженных углеводородных газов, поскольку считает производство полимеров более рентабельным.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions