+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2017 11:12:42
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Ставка на конкуренцию

Находящийся в доработке законопроект Минтранса «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призван объединить в один документ весь комплекс правил взаимодействия перевозчиков и государства. Однако проект закона, созданный еще в 2010 году, до сих пор не внесен на рассмотрение в Госдуму. О пользе предлагаемой организации пассажирских перевозок с заключением долгосрочных договоров на конкурсной основе рассуждает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Илья Терешко.
Ставка на конкуренцию
– Илья, ключевая цель данного законопроекта заключается в восстановлении ряда пригородных железнодорожных маршрутов, которые ранее были закрыты, с помощью рыночного ценообразования (внедрения конкуренции среди перевозчиков на этапе конкурса)?

– Необходимость принятия закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации» назрела уже давно. Проект был разработан еще в феврале 2010 года, в течение 7 лет проходил стадии доработки и согласования, но к 2017 году закон пока так и не был принят.

Сегодня правовая база в сфере организации пассажирских железнодорожных перевозок состоит из разрозненных положений в отдельных нормативно-правовых актах. Поэтому главная цель обсуждаемого закона это принятие единого документа, комплексно описывающего принципы взаимодействия участников перевозочного процесса, регламентируя их права и обязанности и устанавливая финансовую ответственность. При этом ключевым для создания устойчивой модели пассажирских перевозок является прописанный в законе переход к системе заключения долгосрочных договоров об организации регулярного сообщения на конкурсной основе с недискриминационным доступом частных перевозчиков.

– Насколько новые правила по организации пассажирского железнодорожного сообщения будут эффективны на практике, какие могут возникнуть сложности в реализации?

– Модель организации пассажирских перевозок с заключением долгосрочных договоров на конкурсной основе является успешной зарубежной практикой. Так, например, в пригородном комплексе Германии реализуется модель конкуренции за маршрут. Компании-перевозчики выбираются транспортными администрациями (представителями федеральных земель) путем проведения конкурсных процедур (тендеров) на долгосрочный период, в среднем от 12 до 15 лет.

В Германии пригородные перевозки также являются планово убыточными. В структуре доходов перевозчика доходы от продажи билетов составляют от 25 до 45%, остальная часть – субсидии государства. При этом субсидии на пригородные перевозки выделяются землям (аналог российских субъектов федерации) из федерального бюджета. Объем государственной поддержки и темпы ее индексации в Германии установлены законодательно на ближайшие 15 лет, что позволяет перевозчикам и транспортным администрациям планировать инвестиции и деятельность на долгосрочный период.

В России система заключения договора «за маршрут» в пригородных перевозках уже частично действует. Так, 15-летние контракты в результате проведения открытого конкурса заключили ОАО «Центральная ППК» с Москвой, Московской и Рязанской областями, ОАО «Московско-Тверская ППК» – с Москвой и Московской область, и ОАО «Северо-Западная ППК» – с Санкт-Петербургом.

Ключевой проблемой реализации новой модели пригородных перевозок может стать отсутствие у ряда регионов финансовых возможностей компенсировать выпадающие доходы перевозчика и инвестировать в обновление подвижного состава. Хотя, безусловно, долгосрочный характер договоров может стимулировать регионы расширить горизонт планирования и пересмотреть бюджетную политику региона в пользу пригородных компаний.

Успешный пример реализации модели в Германии во многом определяется долгосрочной государственной поддержкой из федерального бюджета. Средства из бюджетов федеральных земель выделяются в незначительном размере, их доля в структуре доходов перевозчика составляет от 0 до 5%.

– В Минтрансе заявляют, что новый закон сократит размер субсидий на организацию железнодорожных перевозок. Как Вы считаете, каким образом новые правила смогут сократить издержки региональных бюджетов на компенсацию потерь в доходах операторов?

– Напрямую принятие закона, скорее всего, не отразится на размере субсидий. И если в крупных городах и регионах с высоким пассажиропотоком проведение открытого конкурса, возможно, будет способствовать выбору наиболее эффективного перевозчика, на поддержание деятельности которого требуется меньший объем субсидий, то в других регионах такого эффекта ожидать вряд ли придется, так как, с высокой долей вероятности, желающих участвовать в конкурсе будет немного.

Однако в долгосрочной перспективе переход к договорам сроком на 15 лет может иметь положительный эффект в виде некоторого сокращения затрат перевозчика, позволяя ему планировать на долгосрочный период, создавать собственную необходимую инфраструктуру, например, ремонтную базу, сокращая расходы на услуги сторонних организаций и т. д. Кроме того, заключение долгосрочных договоров и проведение долгосрочной тарифной политики позволит определять требуемый объем субсидий на продолжительный период, предупреждая необоснованное увеличение издержек компаниями.

– Несмотря на то, что нагрузка на бюджеты будет снижена, далеко не все регионы могут себе позволить такие расходы, в особенности дотационные. Как можно решить эту проблему?

– Как уже говорилось ранее, принятие закона не отразится на возможности региона компенсировать выпадающие доходы и нагрузка на ряд регионов будет значительна. Поэтому регионам потребуется пересмотреть свою бюджетную политику в сфере транспорта на период действия договора с перевозчиком. Возможно выделение фиксированного объема поддержки для пригородных компаний. В ином случае регионам придется обратиться в федеральный центр для получения межбюджетных трансфертов.

– Как данный законопроект Минтранса сможет способствовать обновлению пассажирского подвижного состава?

– Согласно обсуждаемому закону размер выделяемых перевозчику субсидий на возмещение выпадающих доходов должен устанавливаться с учетом обоснованных затрат перевозчика, инвестиционных обязательств и уровня рентабельности соответствующего перевозчика. Инвестиционные обязательства включают в том числе затраты на закупку нового или модернизацию старого подвижного состава с учетом размеров и источников финансирования такого обязательства. Вместе с тем вряд ли регионы (через субсидии) совместно с пассажирами (через тариф) будут способны осуществить обновление подвижного состава самостоятельно. Проблема обновления подвижного состава остается и с каждым годом становится все острее, так как подвижной состав стареет, а источники средств на его обновление до сих пор не определены. На текущий момент мы не готовы предложить каких-либо готовых решений. Нужен некий комплекс мероприятий, возможно, даже госпрограмма, предусматривающая участие как федерального бюджета, так и регионов, и самих пригородных компаний.

Беседовал Шант Даниелян
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions