+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.07.2017 12:50:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД – лидер по внедрению зеленых инноваций в мире

У российских специалистов имеются четкие представления о том, какие проекты по защите окружающей среды в сфере транспорта необходимо реализовать, но все упирается в финансирование, заявил РЖД-Партнеру старший научный сотрудник Центра исследования транспортных проблем Высшей школы экономики Павел Зюзин. Он также отметил, что Российские железные дороги занимают одно из первых мест в мире по внедрению зеленых технологий.
РЖД – лидер по внедрению зеленых инноваций в мире
– Павел Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие существуют направления в развитии зеленых технологий в сфере транспорта и как обстоят дела с этим у нас в стране?

– В мире есть два направления развития зеленых технологий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду. Первый – это повышение доли электрифицированных участков железных дорог, перевод тяговых плечей на электровозную тягу, что, безусловно, способствует улучшению качества обслуживания железнодорожных линий. В этом случае электровозы смогут перевозить более тяжелые составы. В зависимости от того, какова структура энергобаланса в той или иной стране, можно говорить, что электрификация транспорта снижает выбросы загрязняющих окружающую среду веществ, и иногда даже кардинальным образом. Если в структуре энергобаланса страны преобладает атомная энергия, дизельная, гидроэнергия и т. д., то мы говорим о высокой эффективности в работе по снижению выбросов вредных веществ на железнодорожном транспорте в случае электрификации.

В Российской Федерации один из самых высоких в мире показателей электрификации железных дорог – 50% магистралей у нас электрифицировано и работают на постоянном и переменном токе. И эта практика будет в дальнейшем продолжаться, намечен ряд новых направлений электрификации на железнодорожном транспорте.
Второе направление – это переход на экологически менее вредные виды ископаемого минерального топлива. В первую очередь это дальнейшее повышение доли природного газомоторного топлива, то есть замещение дизельного топлива и бензина природным газом (метаном). Во всем мире наблюдается переход на газомоторное топливо, и железные дороги здесь не исключение, подобная общемировая тенденция на сегодняшний день распространяется на все виды транспорта. Зеленое направление только начинает развиваться, а в России уже выпущены опытные образцы локомотивов, работающих на газовом топливе, так называемые газотурбовозы. Эту технику произвели и собрали у нас, она уникальна в своем роде, испытана РЖД и сейчас готовится к массовому выпуску.

– Что еще включает в себя термин «зеленые технологии»?

– Это все технологии, которые помогают снижать вредное воздействие на людей и окружающую среду, речь идет не только о физическом, химическом воздействии, но и о других видах воздействия, таких как электромагнитное загрязнение, шумы, в том числе и шумы радиационного фона. Все это нужно рассматривать в комплексе.
Например, шумовое загрязнение – одно из вредных видов загрязнений. В этом отношении необходимо также принять комплекс мер на транспорте. В первую очередь это меры по реализации шумозащитных экранов на загородных дорогах и в населенных пунктах, для того чтобы минимизировать шумовое воздействие автомобильного транспорта, проходящего через них. В городах также нужно предпринять аналогичные меры – создание шумозащитных экранов, например, в Москве, на третьем загородном кольце, в Петербурге, на Западном скоростном диаметре, городских магистралях. Существуют так называемые особые требования по добавлению резины в асфальтовые покрытия, чтобы снизить шумность при контакте с шинами. И много разных аспектов, которые помогли бы снизить воздействие шума при работе транспорта. Например, на железнодорожном транспорте переход на газомоторное топливо снижает шумовое воздействие по сравнению с дизельными агрегатами.

– Какую оценку Вы можете дать российским железным дорогам в сфере зеленых технологий?

– В РФ железнодорожный транспорт всегда играл и продолжает играть очень значимую роль. Не во всех странах это так. В советское время, в 1960-е гг., железные дороги перешли с тепловозов на паровозную тягу, и техническим инновациям уделялось большое внимание. Соответственно, прогресс на железнодорожном транспорте в РФ всегда имел место, наша железнодорожная отрасль всегда была в числе пионеров и преуспевающих в мире отраслей как по уровню технической оснащенности, так и по технологиям, которые у нас применяются. Поэтому на сегодняшний день железнодорожный транспорт – один из самых инновационных сегментов нашего транспортного комплекса.
Есть страны, Швейцария, например, где показатель электрификации железных дорог выше и может составлять 80%, но по размеру сети наши 50% железных дорог занимают гораздо большую протяженность, чем сети во всех вместе взятых странах Европы. И соответственно, внедрение газомоторного топлива – очень современный тренд, это отход от высокодымных, канцерогенных дизельных, бензиновых видов топлива на транспорте с последующим переходом на менее вредный природный газ.

– В чем заключаются трудности перехода на зеленые принципы работы?

– Сложность заключается главным образом не в развитии технологии, а именно в создании инфраструктуры газового транспорта. Транспорт, работающий на метане, вынужден заправляться газовым топливом на местах работы, он менее мобилен по сравнению с автотранспортом и нуждается в стационарных источниках топлива.
Отмечу, что создание газораспределительной инфраструктуры включено в федеральную государственную программу Российской Федерации. Я думаю, в перспективе во всем мире все больше будет увеличиваться доля природного газа для газомоторного топлива. И этому есть причины, так, использование природного газа обладает меньшими выбросами в атмосферу – и они нулевые в случае электрификации транспорта.

– Как обстоит ситуация с другими видами транспорта?

– Что касается автомобильного транспорта в России, у нас отмечена высокая доля изношенности автомобильного парка, который обладает низким экологическим стандартом, регулирующим содержание вредных веществ с классом Евро-3 и ниже. Напомним, в России с 2009 года установлен стандарт Евро-5. Соответственно, если мы хотим улучшить ситуацию в этом направлении, нам нужно, во-первых, вводить высокие требования ко всей новой технике, импортируемой и собираемой в РФ, которая должна быть не ниже стандарта Евро-5. Это касается автобусов, коммунальной техники грузового автотранспорта и т. д.
В авиации все по-другому, авиационный вид топлива обеспечивает достаточно серьезный выброс в атмосферу вредных веществ. Здесь практически невозможно добиться того, что можно сделать на автомобильном и железнодорожном транспорте.

– Как помогает в вопросах зеленых технологий зарубежный опыт?

– Те процессы, которые идут в России, прошли в Европе и США лет 50–60 назад. Мы можем перенимать опыт этих стран, поскольку повторяем то же самое развитие.
В нашей стране железнодорожный транспорт был сохранен и даже электрифицирован, в некоторых странах этот вид транспорта был полностью ликвидирован, и сейчас это стало большой проблемой. Произошел переход населения на транспортное самообслуживание. В США крайне низкий уровень электрификации железных дорог, менее 2%, соответственно мы можем принимать меры, исходя из положительного и негативного опыта других стран. Это дает понимание, во что в первую очередь нужно инвестировать те ресурсы, которые у нас есть, и, безусловно, в приоритете у нас развитие газомоторного топлива. В РФ достаточное количество компетенции и видения того, что нужно делать.

Беседовала Наталия Пан


Журнал РЖД-Партнер поддерживает экологические инициативы и приглашает компании стать участником или партнером форума «Зеленая» логистика: Идеи. Практика. Перспективы»! Подробности - в нашем специальном проекте.

По вопросам участия в форуме и его поддержки:

Ермоленко Марина

Директор по маркетингу

+7 (812) 418-3490 (доб. 444) marina@rzd-partner.ru

Взаимодействие со СМИ:

Чекмарева Ксения

ведущий менеджер отдела PR и внешних коммуникаций

+7 (812) 418-3491 ksenia92@rzd-partner.ru

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions