– Павел Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие существуют направления в развитии зеленых технологий в сфере транспорта и как обстоят дела с этим у нас в стране?
– В мире есть два направления развития зеленых технологий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду. Первый – это повышение доли электрифицированных участков железных дорог, перевод тяговых плечей на электровозную тягу, что, безусловно, способствует улучшению качества обслуживания железнодорожных линий. В этом случае электровозы смогут перевозить более тяжелые составы. В зависимости от того, какова структура энергобаланса в той или иной стране, можно говорить, что электрификация транспорта снижает выбросы загрязняющих окружающую среду веществ, и иногда даже кардинальным образом. Если в структуре энергобаланса страны преобладает атомная энергия, дизельная, гидроэнергия и т. д., то мы говорим о высокой эффективности в работе по снижению выбросов вредных веществ на железнодорожном транспорте в случае электрификации.
В Российской Федерации один из самых высоких в мире показателей электрификации железных дорог – 50% магистралей у нас электрифицировано и работают на постоянном и переменном токе. И эта практика будет в дальнейшем продолжаться, намечен ряд новых направлений электрификации на железнодорожном транспорте.
Второе направление – это переход на экологически менее вредные виды ископаемого минерального топлива. В первую очередь это дальнейшее повышение доли природного газомоторного топлива, то есть замещение дизельного топлива и бензина природным газом (метаном). Во всем мире наблюдается переход на газомоторное топливо, и железные дороги здесь не исключение, подобная общемировая тенденция на сегодняшний день распространяется на все виды транспорта. Зеленое направление только начинает развиваться, а в России уже выпущены опытные образцы локомотивов, работающих на газовом топливе, так называемые газотурбовозы. Эту технику произвели и собрали у нас, она уникальна в своем роде, испытана РЖД и сейчас готовится к массовому выпуску.
– Что еще включает в себя термин «зеленые технологии»?
– Это все технологии, которые помогают снижать вредное воздействие на людей и окружающую среду, речь идет не только о физическом, химическом воздействии, но и о других видах воздействия, таких как электромагнитное загрязнение, шумы, в том числе и шумы радиационного фона. Все это нужно рассматривать в комплексе.
Например, шумовое загрязнение – одно из вредных видов загрязнений. В этом отношении необходимо также принять комплекс мер на транспорте. В первую очередь это меры по реализации шумозащитных экранов на загородных дорогах и в населенных пунктах, для того чтобы минимизировать шумовое воздействие автомобильного транспорта, проходящего через них. В городах также нужно предпринять аналогичные меры – создание шумозащитных экранов, например, в Москве, на третьем загородном кольце, в Петербурге, на Западном скоростном диаметре, городских магистралях. Существуют так называемые особые требования по добавлению резины в асфальтовые покрытия, чтобы снизить шумность при контакте с шинами. И много разных аспектов, которые помогли бы снизить воздействие шума при работе транспорта. Например, на железнодорожном транспорте переход на газомоторное топливо снижает шумовое воздействие по сравнению с дизельными агрегатами.
– Какую оценку Вы можете дать российским железным дорогам в сфере зеленых технологий?
– В РФ железнодорожный транспорт всегда играл и продолжает играть очень значимую роль. Не во всех странах это так. В советское время, в 1960-е гг., железные дороги перешли с тепловозов на паровозную тягу, и техническим инновациям уделялось большое внимание. Соответственно, прогресс на железнодорожном транспорте в РФ всегда имел место, наша железнодорожная отрасль всегда была в числе пионеров и преуспевающих в мире отраслей как по уровню технической оснащенности, так и по технологиям, которые у нас применяются. Поэтому на сегодняшний день железнодорожный транспорт – один из самых инновационных сегментов нашего транспортного комплекса.
Есть страны, Швейцария, например, где показатель электрификации железных дорог выше и может составлять 80%, но по размеру сети наши 50% железных дорог занимают гораздо большую протяженность, чем сети во всех вместе взятых странах Европы. И соответственно, внедрение газомоторного топлива – очень современный тренд, это отход от высокодымных, канцерогенных дизельных, бензиновых видов топлива на транспорте с последующим переходом на менее вредный природный газ.
– В чем заключаются трудности перехода на зеленые принципы работы?
– Сложность заключается главным образом не в развитии технологии, а именно в создании инфраструктуры газового транспорта. Транспорт, работающий на метане, вынужден заправляться газовым топливом на местах работы, он менее мобилен по сравнению с автотранспортом и нуждается в стационарных источниках топлива.
Отмечу, что создание газораспределительной инфраструктуры включено в федеральную государственную программу Российской Федерации. Я думаю, в перспективе во всем мире все больше будет увеличиваться доля природного газа для газомоторного топлива. И этому есть причины, так, использование природного газа обладает меньшими выбросами в атмосферу – и они нулевые в случае электрификации транспорта.
– Как обстоит ситуация с другими видами транспорта?
– Что касается автомобильного транспорта в России, у нас отмечена высокая доля изношенности автомобильного парка, который обладает низким экологическим стандартом, регулирующим содержание вредных веществ с классом Евро-3 и ниже. Напомним, в России с 2009 года установлен стандарт Евро-5. Соответственно, если мы хотим улучшить ситуацию в этом направлении, нам нужно, во-первых, вводить высокие требования ко всей новой технике, импортируемой и собираемой в РФ, которая должна быть не ниже стандарта Евро-5. Это касается автобусов, коммунальной техники грузового автотранспорта и т. д.
В авиации все по-другому, авиационный вид топлива обеспечивает достаточно серьезный выброс в атмосферу вредных веществ. Здесь практически невозможно добиться того, что можно сделать на автомобильном и железнодорожном транспорте.
– Как помогает в вопросах зеленых технологий зарубежный опыт?
– Те процессы, которые идут в России, прошли в Европе и США лет 50–60 назад. Мы можем перенимать опыт этих стран, поскольку повторяем то же самое развитие.
В нашей стране железнодорожный транспорт был сохранен и даже электрифицирован, в некоторых странах этот вид транспорта был полностью ликвидирован, и сейчас это стало большой проблемой. Произошел переход населения на транспортное самообслуживание. В США крайне низкий уровень электрификации железных дорог, менее 2%, соответственно мы можем принимать меры, исходя из положительного и негативного опыта других стран. Это дает понимание, во что в первую очередь нужно инвестировать те ресурсы, которые у нас есть, и, безусловно, в приоритете у нас развитие газомоторного топлива. В РФ достаточное количество компетенции и видения того, что нужно делать.
Беседовала Наталия Пан
Журнал РЖД-Партнер поддерживает экологические инициативы и приглашает компании стать участником или партнером форума «Зеленая» логистика: Идеи. Практика. Перспективы»! Подробности -
в нашем специальном проекте.
По вопросам участия в форуме и его поддержки:
Ермоленко Марина
Директор по маркетингу
+7 (812) 418-3490 (доб. 444) marina@rzd-partner.ru
Взаимодействие со СМИ:
Чекмарева Ксения
ведущий менеджер отдела PR и внешних коммуникаций
+7 (812) 418-3491 ksenia92@rzd-partner.ru
Автор: Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.