+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.06.2018 16:27:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Украина потеряла транзит по морю, на очереди – железная дорога?

ПАО «Укрзализныця» прекратило все операции с подвижным составом 60 российских компаний, внесенных в санкционный список СНБО Украины. Такое решение негативно повлияло на транзитные перевозки через страну.
Тающие грузопотоки
Транзитные грузоперевозки, по оценкам участников рынка, через Украину в текущем году ощутимо сократились. Этот процесс продолжается уже в течение трех последних лет. В частности, как отметил директор по стратегическому развитию и инвестиционной политики ПАО «Укрзализныця» Антон Саболевский, перевозки транзита контейнерными поездами демонстрировали положительную динамику только до 2016 года.
Сейчас на постоянной основе в Украине курсируют 11 контейнерных поездов, в том числе всего 5 транзитных, в которых по территории Украины было перевезено 73,7 тыс. TEU в 2017 году – это 25% от общего объема проследовавших по сети контейнеров.
Сейчас сведения об объемах транзитных перевозок через РФ в Украине не публикуется. Однако, по данным компаний, он сведен к минимуму: многие трансъевропейские перевозки пойдут мимо Украны – через Белоруссию и страны Балтии, отметил ведущий аналитик ГК «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

Кого гонят с украинского рынка?
С 2015 года в телеграммах ОАО «РЖД» периодически предупреждалось о вводимых для ряда российских компаний в Украине ограничениях на перевозки грузов. Последнее такое сообщение было опубликовано недавно. В нем список компаний расширен.
Решение ПАО «Укрзализныця» мотивировано необходимостью выполнять очередное указание президента Украины Петра Порошенко о расширении санкций в отношении российских компаний.
«В соответствии с указом президента Украины от 14 мая 2018 г. № 126 в связи с введением в действие решение СНБО Украины от 2 мая 2018 г. «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» с 8 июня 2018 г. был введен запрет перевозок до его отмены», – отмечалось в сообщении ПАО «Укрзализныця».

Двойная игра Укрзализныци
Вместе с тем, как сообщил представитель украинского железнодорожного холдинга, сейчас грузовая работа и перевозка грузов во всех видах сообщения на сети ПАО «Укрзализныця» осуществляется в бесперебойном режиме. Железнодорожный транспорт работает стабильно, обеспечивая потребности экономики.
Как уточнили в компании, указанные в списке предприятия практически не присутствуют на рынке Украины. А работающие руководители экспедиторских организаций получили разъяснения, что железная дорога как часть единой транспортной системы Украины по-прежнему предоставляет услуги российским грузоотправителям.
Таки образом, деятельность ПАО «Укрзализныця», с одной стороны, в полной мере отвечает требованиям национальной безопасности, с другой – продолжает осуществлять в штатном режиме внешнеторговые перевозки по заказам основных предприятий, операторов и экспедиторских организаций, отметил представитель перевозчика.

Малые операторы в безопасности
В основном в Украине под запрет попали те операторы, которые выполняют рейсы в Крым, сообщила инженер по железнодорожным и мультимодальным перевозкам ООО «Транс-Агент Групп» Галина Боровик.
Вместе с тем, по ее словам, в РФ есть множество небольших компаний, которые по-прежнему отправляют свои вагоны в Украину.
В основном перевозки направлены в центральную часть Украины. Транзит также едет через Украину. Однако на некоторых погранпереходах можно столкнуться с задержками. Например, сложная ситуация сложилась на границе с Румынией. Там вагоны могут быть временно отставлены от движения.
На российско-украинских погранпереходах риски задержек поездов сопоставимы с другими внешнеторговыми направлениями, по которым следуют грузы из РФ. Многое зависит от типа грузов и нюансов их таможенного оформления. «По нашей компании, например, особых задержек я не отмечаю», – сказала Г. Боровик.

Морской гамбит
Ситуация складывается неоднозначная: с одной стороны, ПАО «Укрзализныця», хочет получить дополнительные объемы грузов и работает с клиентами в РФ, а с другой – вынуждено от них отказываться. Такая двойная игра уже привела к потере морского транзита – закрытию территориальных вод Украины для судов под российским флагом.
С этого момента российский морской транзит через Украину практически иссяк, отметил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко. Ведь, в свою очередь, Россия приняла зеркальные меры. В итоге грузы ушли в порты соседних стран Балтии.
Потери могут быть весьма болезненными для Украины. Причина не только в российском транзите. Его доля в объеме перевозок ПАО «Укрзализныця» несущественна. Сеть, в сравнении с предыдущими годами, потеряла транзит. Более существенная проблема для украинской стороны заключается в изношенности вагонного парка (около 90%), который компенсируют российские операторы. Если они отзовут свой подвижной состав, который оборачивается на сети ПАО «Укрзализниця», Украина может столкнуться с серьезным дефицитом парка, поясняет коммерческий директор ХК «Логопром» Алексей Безбородов.

Спор за вагоны
По мнению некоторых экспертов, именно украинские вагоностроители больше всех заинтересованы в продвижении санкций против российских железнодорожных операторов. Возможно, таким образом они рассчитывают вытеснить российский подвижной состав с украинской сети и тем самым заставить заказывать вагоны у украинских заводов на внутреннем рынке.
Вопрос в том, где взять деньги на приобретение нового подвижного состава. В Украине нет средств на обновление парков. Их не хватает и на инфраструктуру: ПАО «Укрзализныця» в ее развитие практически ничего не вкладывает. В такой ситуации вытеснение российского подвижного состава с рынка выглядит недальновидным решением.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions