+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2024 16:57:15
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД-Партнер провел деловой семинар о претензионной работе на железнодорожном транспорте

Вопросы выставления штрафных санкций, разрешения спорных ситуаций как никогда остро стоят в контексте сегодняшних изменений: внедрения ДМЗИ и СКПП, увеличившегося оборота и участившегося простоя вагонов. На что обращать внимание, как распределять ответственность участников перевозочного процесса, повернуть ситуацию в свою пользу или выстроить конструктивный диалог с перевозчиком, обсуждали на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций».
РЖД-Партнер провел деловой семинар о претензионной работе на железнодорожном транспорте
Непоколебимый монополист

Защита своих прав – неотъемлемая часть любого бизнеса. Иногда отстоять свою позицию, в случае операторов подвижного состава, грузоотправителей, грузовладельцев перед лицом монополиста – РЖД – очень непросто. Механизмы подачи типовых претензий, правовые риски и другие вопросы сегодня обсуждали на деловом семинаре «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций». Мероприятие посетили более сотни заинтересованных слушателей.

Открыл обсуждение президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, представив краткий обзор текущей ситуации на рынке.

«Проблемы на сети за последний год только увеличились. Ситуация ухудшается в связи с ростом объема работ на Восточном полигоне. Возникают трудности из-за внедрения системы динамической модели загрузки инфраструктуры (ДМЗИ) и работы с суточным клиентским планом погрузки (СКПП). Эти инструменты планирования с учетом правил недискриминационного доступа не позволяют грузоотправителю предъявить все необходимые грузы к перевозке. Поэтому, как мы видим, увеличиваются сроки доставки. Урегулирование именно этих вопросов по итогам 2023 года выходит на первый план», – рассказывает эксперт.

И защищать свои права удается с переменным успехом. Управляющий партнер Legal 1520 Ольга Гуляева назвала пять самых популярных оснований для судебных споров между грузовладельцами и монополистом, по которым последний может взыскать плату за простой на инфраструктуре. По ее словам, за январь – август 2023 года только такой категории дел в судах было рассмотрено на 349 млн 237 тыс. рублей. Из них РЖД проиграли дел лишь на 19 млн рублей. А в целом же такой категории споров стало на 17% больше, чем за аналогичный период 2022 года. О. Гуляева также затронула правовое положение ДМЗИ и СКПП, добавив, что судебный подход по этим вопросам только формируется.

Негативным опытом отстаивания своих прав поделилась директор ООО «АТЭК» Ольга Любимова: судебное разбирательство проводилось по факту начисления и списания агентом ТЦФТО денег за неоказанные перевозчиком (РЖД) услуги при оказании услуг взвешивания в пути следования. Иными словами, «АТЭК», оформив услугу по взвешиванию, дополнительно навязали несуществующую и неоказанную услугу, и за это же оштрафовали. Дело закончилось проигрышем кировской компании, но со значительным снижением штрафа. По словам эксперта, кейс может быть полезен другим предприятиям.

«Вези или плати» и другие инструменты

Коснулись обсуждения проекта, который, казалось, ушел «с первых полос», но оказался не просто актуален, но и максимально близок к реализации. Речь о «Вези или плати» – схеме договора, который устанавливает обязательства перевозчика (РЖД) вывезти определенный объем груза клиента. Клиент же обязуется предоставлять грузы к перевозке.
На совещаниях в правительстве по поводу договора «Вези или плати» в открытую говорится, что рынок к этому механизму придет. Сейчас в работе находится проект БАМ-3 – третий этап строительства магистрали, – в котором уже написано, что с основными грузовладельцами будут заключаться договора такого плана. Это становится возможным, поскольку БАМ-3 – полностью коммерческий проект. Поэтому участникам рынка надо быть юридически готовыми к развитию событий.

«С точки зрения законодательства это интересная инициатива, и она имеет право на жизнь. Однако важно учитывать состояние рынка и инфраструктуры. Потому что рынок грузоперевозок – это отношения минимум двух сторон, и когда одну сторону мы обязываем «везти или платить», понимаем, что второй стороной должна быть предоставлена соответствующая инфраструктура», – отмечает адвокат, управляющий партнер Savina Legal Ольга Савина.

По формирующимся проектам, например, «Вези или плати», или уже эксплуатирующимся инструментам – ДМЗИ и СКПП – участникам рынка полезно участвовать в совершенствовании нормативной базы – устава железнодорожного транспорта, закона о ж/д транспорте, правил перевозок грузов.
«Мы видим, что РЖД активно работает в этом направлении, большое количество правовых актов они хотят пересмотреть: где-то ужесточить, где-то – адаптировать к сегодняшним условиям. Но эта работа должна быть взаимной – грузовладельцы должны консолидироваться и представить свою позицию, например, на базе Совета потребителей. Если сегодня этого не сделать – инициатива будет просто отдана РЖД», – подчеркнул П. Иванкин.

Это лишь малая часть затронутых на семинаре тем. Только ответы на вопросы слушателей длились не меньше получаса, однако даже за это время часть компаний получила практические и прикладные рекомендации по текущим спорам или болевым запросам.

Участники делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», прошедшего 28.03.2024 г. в г. Москве (в офлайн и онлайн-форматах), в ходе мероприятия задали спикерам множество вопросов. Вопросы касались как конкретных ситуаций, возникших при грузовой работе и взаимодействии с перевозчиком и операторскими компаниями, так и усовершенствования правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в целом.

Компании, которые не смогли принять участие в прошедшем семинаре, могут приобрести электронный пакет участника: полную видеозапись мероприятия с комментариями экспертов и юристов, презентации спикеров и дополнительные материалы. Для приобретения материалов семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций» обращайтесь по эл. почте: conf@rzd-partner.ru или по тел.: + 7 (812) 418-34-99.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions