+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.02.2018 09:44:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Латвия: трафик падает, тариф растет

На недавнем заседании Совета портов Латвии вновь обсуждался Индикативный план развития железнодорожной инфраструктуры, в котором центральным моментом является решение проблемы финансирования инфраструктуры, сообщили ИА РЖД-Партнер в транспортном ведомстве. В частности, предусматривается вариант заморозки платы за инфраструктуру на период 2018–2022 гг. на уровне ставки тарифа текущего года. Непосредственно план находится в разработке уже год и постоянно дополняется.
Неизменность платы за железнодорожную инфраструктуру в течение 5 лет, по мнению участников рынка, может обеспечить прогнозируемость транспортной отрасли. Подчеркивается, что план позволит даже в случае колебания грузоперевозок сохранять обязательство не повышать плату за пользование инфраструктурой. А вот механизмы и варианты финансирования инфраструктуры на фоне падения грузоперевозок остаются крайне чувствительным моментом, и пока формула по решению не найдена. И это непростое положение, узкое место, потому что касается субсидирования из госбюджета вполне самодостаточной отрасли на фоне жестких социальных проблем в стране.

По словам заместителя госсекретаря Министерства сообщений Латвии Динса Мериранса, разработана трехуровневая система, которая позволит государству сбалансировать расходы на инфраструктуру путем привлечения участников рынка, участия концерна Latvijas dzelzcels и государственного бюджета. План озвучен, наступает очередной тур обсуждений и доработок с участием чиновников, представителей рынка и представителей транспортных ассоциаций.

Как уже сообщалось, железнодорожная компания Latvijas dzelzcels повысила плату за инфраструктуру с 1 января 2018 года на 7%, до €11,08 за поездо-км. На фоне продолжающегося падения грузоперевозок из-за сокращения российского экспорта (в январе минус составил 15,9%, до 4,06 млн т, в портах Латвии – меньше на 22,9%, до 5,02 млн т) шаг вызвал неоднозначную реакцию участников рынка. И прежде всего потому, что план заморозки, по сути, не многое меняет в отрасли – сдерживание тарифа не оказывает никакого влияния на привлечение новых грузопотоков или объемов, в которых остро нуждается Латвия.

В то же время активация структур на фоне назревающего очередного кризиса демонстрирует бизнесу движение навстречу, подавая тем самым сигнал по крайней мере о том, что правительство мониторит ситуацию. Индикативный план не является директивой, немедленной к исполнению. Хотя его разработка инициирована Еврокомиссией и исходит из закона о железной дороге.

Однако мнения по факту в отрасли окрашены часто отрицательно. «Заморозка платы в инфраструктурной ее части на уровне 2018 года априори закрывает возможность рассчитывать на снижение тарифов в течение 5 лет, а оно необходимо в текущей ситуации для сохранения конкурентоспособности железной дороги и наших портов», – прокомментировал положение РЖД-Партнеру источник в компании Вентспилсского порта. И добавил, что разрабатываемый проект страхует прибыль операторов и выгоден лишь перевозчику, так как нигде не обсуждаются стратегии по привлечению грузопотоков, но ведется поиск возможностей покрыть надвигающиеся убытки концерна Latvijas dzelzcels.

Источник в Лиепайском порту разработку индикативного плана оценивает как реверанс в сторону отрасли, за счет которой, собственно, и существуют железнодорожные компании. В ситуации, при которой грузоперевозки и перевалка в портах начали крепко проседать, необходимо жестко действовать, и как один из вариантов называется реструктуризация латвийской железнодорожной компании. Кроме того, как полагает источник, если геополитическая ситуация стала определяющей при загрузке в портах и если ОАО «РЖД» искусственно блокирует отправки в сторону портов Латвии, то пришло время искать новые решения и дополнительные меры. Возможно, они находятся на политическом уровне.

«На мой взгляд, план является попыткой наладить диалог с индустрией для формального успокоения, – полагает старший исследователь аналитического центра Certus Сергей Губин. – В то же время правительство не так давно приняло решение не увеличивать дотации на нужды железной дороги. В целом фиксировать тариф на 5 лет – это очень большой срок по латвийским меркам».

Рассматривая вопрос заморозки тарифа за пользование инфраструктурой, возникают также смежные вопросы вокруг тарифообразования. Зафиксированная плата за инфраструктуру – лишь часть тарифа. «Каковы перспективы прочих его составляющих? При росте, например, акциза на топливо?» – подчеркнул в разговоре с РЖД-Партнером председатель правления Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш. Более того, если посмотреть на тарифы в латвийскую сторону, то они в среднем колеблются на €4–5 за 1 т. И в нем инфраструктурная часть составляет около €1, что, собственно, не критично. А вот провозная плата в итоге со всеми составляющими уже образует сумму €11,08 за 1 поездо-км.

Курс на снижение грузопотоков в Латвии зафиксирован еще 3 года назад. Прошлый год отмечен довольно активной позицией представителей Министерства сообщений республики и различных ассоциаций в рамках участия в отраслевых конференциях, выставок, визитов правительственных делегаций на рынки и в страны, где потенциально есть и зарождаются грузопотоки. В то же время один год взрывной деятельности, по мнению участников рынка, не срок, чтобы уже сегодня рассчитывать на результат и резонанс.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions