+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.01.2017 09:40:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузопоток по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в 45 млн т до 2030 г.

Выделено пять основных категорий перспективных грузопоков для МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Они определены в концепции развития данных коридоров, утвержденной заместителем председателя правительства – полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым и вице-премьером Аркадием Дворковичем в конце декабря 2016 г.
Напомним, задача создания МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» состоит в повышении эффективности перевозочного процесса, обеспечивающего сокращение рисков и транспортных издержек, сохранность груза и соблюдение сроков доставки. Решать ее предполагается за счет развития, обновления и модернизации инфраструктуры, повышения ее пропускной способности, оптимизации корреспонденции грузовых перевозок, развития современных логистических центров и устранения административных барьеров. На основании изучения и анализа особенностей грузопотока товаров в северо-восточных провинциях Китая и на Дальнем Востоке, в том числе между РФ и КНР, было выделено пять основных категорий грузопотоков.

Первая – это внутрироссийские грузовые перевозки в направлении портов Приморского края и обратно. Сюда включен российский экспортно-импортный и трназитный грузопоток между Азией и Европой. Совокупный грузооборот здесь в 2015 г. составил более 100 млн т и имеет потенциал роста до 120–160 млн т к 2020 г.

Развитие сырьевой базы Дальнего Востока РФ является ключевым источником грузоперевозок в регионе. Ожидаемый объем добычи угля, железной, медной и полиметаллической руд по основным месторождениям к 2020 г. составит 55 млн т. Первозки добытого ископаемого сырья преимущественно сосредоточены на направлениях Находка, Восточный, Ванино, КНР и Монголия.

Вместе с тем основной поток экспортных грузов на Дальнем Востоке формируется в направлении морских портов, включая существующий транзитный поток европейских и азиатских грузов, которые следуют через территорию РФ, в обход сухопутных пограничных пунктов пропуска, лежащих в основе МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». Получается, что инфраструктура обоих коридоров лишь частично может быть использована для обслуживания данного грузопотока.

Вторая категория – наземное грузовое сообщение между КНР и РФ. Основой торгового континентального сообщения между странами в дальневосточном регионе является российский экспорт сырья, строительных материалов и удобрений. Развитие МТК позволит улучшить транспортные условия на пути следования российско-китайских грузов, но не сможет создать дополнительных предпосылок для существенного роста внешнеторгового оборота в данной категории грузов. На горизонте до 2020 г. за счет развития МТК прогнозируется рост товарооборота через эти маршруты лишь до 35 млн т.

Третья категория – внешнеторговый оборот северо-восточных провинций КНР с другими странами. В основном он проходит через порты провинции Ляонин. Совокупный товарооборот в 2015 г., по различным оценкам, составил от 7 до 10 млн т, но имеет значительный потенциал. Для перевозки этих объемов по территории РФ необходимо расширение пропускной способности автомобильных дорог и увеличение мощностей портов в регионе, создание упрощенного и быстрого режима транзита китайских грузов через Приморский край.

Четвертая категория – транзитный рузопоток через Китай в Среднюю Азию, китайский реэкспорт стран АТР и дальнего зарубежья в страны Средней Азии без доступа к морю. Совокупный товарооборот в данной категории в 2015 г. составил около 10 млн т и включал широкий перечень номенклатур. Тем не менее в перспективе этот объем весьма ограничен.

Пятая категория – внутреннее грузовое сообщение КНР между северо-восточными, центральными и южными провинциями. Основные маршруты пролегают через морские порты Ляонин и по железнодорожным линиям. Совокупный грузооборот в 2015 г. составил 250–300 млн т. Резервы пропускной способности железнодорожного сообщения исчерпаны, поэтому перспективный грузопоток направляется в порты Далянь, Инкоу и др. Привлекательной альтернативой существующим китайским маршрутам становится транспортировка грузов по территории Приморского края, что способствовало бы уменьшению расстояния наземной перевозки на 200–500 км и снижению стоимости доставки на 10–40%.

Таким образом, потенциальный объем для переключения на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» до 2030 г. оценивается на уровне около 45 млн т в год. В частности, по МТК «Приморье-1» – 7 млн т контейнерных грузов, по МТК «Приморье-2» – 23 млн т зерновых и 15 млн т контейнерных грузов. Привлечение такого объема позволит максимально эффективно развить инфраструктуру перевалочных мощностей российских портов Дальневосточного бассейна, а также железнодорожную и иную логистическую инфраструктуру.

Добавим, что финансирование первого этапа развития МТК предлагается осуществлять преимущественно за счет внебюджетных источников, средств институтов развития и финансовых организаций на условиях государственно-частного партнерства с возможностью привлечения бюджетных денег. На втором и третьем этапах МТК предлагается развивать за счет средств частных инвесторов, институтов развития и финансовых организаций на основании инвестиционных и концессионных соглашений. Ожидаемая доходность составляет 10–15% в зависимости от структуры финансирования.

С полным текстом Концепции развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» можно ознакомиться здесь.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions