Уголь сейчас — один из приоритетных грузов на рынке, отмечает гендиректор МТП Усть–Луга Евгений Савкин. «Экспорт угля растет, портовых мощностей не хватает,— говорит он.— Мы стараемся соответствовать требованиям рынка». Он добавил, что в течение трех лет планируется строительство специализированного угольного терминала мощностью до 15 млн т.
В этом году МТП Усть–Луга собирается инвестировать в развитие мощностей $15 млн. По расчетам компании, общий грузооборот универсального порта увеличится в 2018 году до 6–6,5 млн т. Ро–ро–грузы, ранее перегружаемые на терминале «Юг–2», перейдут на автомобильно–железнодорожный паромный комплекс (АЖПК), автомобильные паромы ро–ро с 2018 года обрабатываться в МТП Усть–Луга не будут.
АО «Морской торговый порт Усть–Луга» оперирует перегрузочным комплексом «Юг–2» и АЖПК. Грузооборот в 2017 году — 3,8 млн т. По СПАРК, 100% МТП принадлежит компании «Усть–Луга», крупнейший собственник которой АОЗТ «Гарант». Ранее основным собственником актива c 74% считался находящийся сейчас под стражей петербургский бизнесмен Валерий Израйлит.
Член совета директоров компании «Российские транспортные линии», владеющей морским терминалом «Новая гавань» в МТП Усть–Луга, Константин Сковорода отмечает, что привлекательность ро–ро–грузов, в первую очередь автомобильных, заметно упала в 2014 году, «за годы серьезной ценовой борьбы маржинальность бизнеса обработки машин существенно снизилась». С учетом развития локализации и переноса производства в РФ для увеличения импорта автомобилей нет предпосылок, отмечает топ–менеджер. При этом именно в 2018 году можно ожидать небольшого роста рынка из–за локальных проблем некоторых производителей, полагает он, «уход GM с российского рынка и закрытие завода в Белоруссии возвращают поставки автомобилей морским транспортом в РФ, кроме того, есть ряд брендов, в том числе китайских, которые не производятся в РФ, но демонстрируют рост продаж». «Новая гавань» обладает необходимыми мощностями для привлечения ро–ро–грузов на свой терминал и ведет переговоры с собственниками грузов (крупнейший клиент — грузовики Hyundai) по их размещению, говорит Константин Сковорода. Но в целом МТП Усть–Луга проиграл конкурентную борьбу по этим грузам с другими терминалами Санкт–Петербурга и Бронкой, считает топ–менеджер.
Источник “Ъ” на рынке полагает, что для реализации проекта по перевалке угля необходимо не менее $30 млн инвестиций и минимум два года раскрутки. В первый год стивидору вряд ли удастся перевалить более 1 млн т, считает он.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов говорит, что на фоне высоких цен на уголь в 2017 году у компаний регулярно возникает желание заявлять о грандиозных планах по перевалке, которые в реальности не будут реализованы. За исключением ситуационных моментов — холодной зимы, высоких цен на газ в США,— цена на уголь в Европе падает. Эксперт добавляет, что использование балтийских и черноморских портов для перевалки угля оправдано исключительно высокой ценой. Темпы роста экспортных поставок угля будут гораздо скромнее, чем в 2017 году, уверен господин Худалов. Отгрузки в моменте в 4 млн т вполне реальны, но строительство специализированного терминала до 15 млн т «маловероятно», заключает эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.