• Ставка на полувагон
    2168
    5.8 %
    руб./сут.
    апрель 2018
  • Индекс качества IV квартал 2017 г. - 67 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.77 0.44 EUR ЦБ РФ 75.79 0.14
    BTC 9246.34 usd BTC 571470.04 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
28.03.2016 09:12:34
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Поворот на Восток не дал результатов

Эксперты «Валдая» призвали усилить взаимодействие со странами Азии. 

Поворот России к Азии состоялся, для его успешного продолжения необходимо усилить взаимодействие со странами региона, говорится в докладе экспертов клуба «Валдай». «Запрос на Россию» еще не удовлетворен, отмечают авторы.

Взгляд на Восток

Поворот России к Азии уже почти состоялся, констатируют авторы доклада «К Великому океану — 4: поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи» дискуссионного клуба «Валдай», который будет обсуждаться на китайско-российской конференции в Шанхае, начинающейся 25 марта.

Авторы указывают, что в начале российский поворот на Восток рассматривался всеми сторонами как способ активизации экономического взаимодействия, но со временем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стал формироваться «запрос на Россию». Он объясняется тем, что в регионе, несмотря на рост экономического взаимодействия между странами, не создается атмосфера доверия, продолжается гонка вооружений. Китай, Индия, Япония и Южная Корея в 2014 году обеспечили 20% мировых военных расходов. Растут и американо-китайские противоречия, а малые и средние государства Азии стремятся избавиться от односторонней ориентации на Китай или США. У России же уникальное положение: она дружественная Китаю, и сотрудничество других стран с Москвой не воспринимается как угроза китайским интересам.

Однако в России пока не отвечают на запрос, указывают авторы: хотя присутствие Азии во внешнеполитической повестке Москвы увеличилось, системное взаимодействие с партнерами развивается неравномерно. Это, по мнению составителей доклада, подтверждает снижение количества российских инициатив в АТЭС, после того как был проведен саммит во Владивостоке в 2012 году. Не на руку России сыграл и пропуск некоторых восточных саммитов президентом Владимиром Путиным. В Азии такое поведение воспринимается как сигнал того, что Москва не рассматривает площадки в качестве приоритетных, объясняется в докладе. На последнем саммите АТЭС в 2015 году Россию представлял премьер Дмитрий Медведев.
Россия несколько лет добивалась членства в восточноазиатском экономическом сотрудничестве, но только в 2014 году повысила уровень своего представительства до уровня главы правительства, приводят авторы еще один пример.

Личное участие российского лидера было крайне важно для успеха «поворота на Восток», но этим главным ресурсом Россия распоряжалась не особо умело, пишет в обзоре «Поворот в никуда» руководитель программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Первая промашка, по словам Габуева, произошла в сентябре прошлого года во Владивостоке во время первого Восточного саммита, который задумывался как основная площадка для продвижения проектов в Сибири и на Дальнем Востоке для азиатских инвесторов: из-за аппаратных конфликтов у Путина в последний момент отменилась встреча с крупными бизнесменами АТР. Вторая промашка случилась, когда он решил не ехать не только на Восточноазиатский саммит (ВАС), но и на саммит АТЭС.

Российско-китайские экономические отношения в цифрах

$64,2 млрд составил торговый оборот между Китаем и Россией по итогам 2015 года (на 27,8% меньше, чем годом ранее)

На 34,4% снизился импорт китайских товаров (до $32,9 млрд), а экспорт российской продукции в Китай снизился на 19,1%, до $31,4 млрд, в 2015 году

$3,8 млрд составил оборот внешней торговли с Китаем в январе 2016 года по сравнению с $4,56 млрд в январе 2015 года. С 11,6 до 14,3% выросла доля в суммарном товарообороте

Более 60% российского экспорта в Китай приходится на энергоносители

27 документов подписано во время визита президента Путина в Китай в сентябре 2015 года, из которых 16 касаются совместных проектов российского и китайского бизнеса

38 млрд куб. м газа планируется ежегодно поставлять в Китай на протяжении 30 лет, согласно контракту на строительство «Силы Сибири»

В период с 2019 по 2021 год должны начаться первые поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири»

9,9% проекта «Ямал СПГ» приобрел у НОВАТЭКа китайский Фонд Шелкового пути; еще 20% принадлежит китайской CNPC

10% компании «Сибур» планируется продать китайской Sinopec за $1,34 млрд

30% в ChemChina Petrochemical Corporation планирует приобрести «Роснефть»

Источник: материалы российско-китайских официальных встреч, Федеральная таможенная служба, Главное таможенное управление КНР

Изменить стратегию

Россия рассматривает поворот на Восток как способ развития своих регионов, напоминают авторы доклада. Тем более что у регионов страны есть преимущества: в Сибири и на Дальнем Востоке можно производить товары, для которых требуется много воды и энергии. Однако для того чтобы Новосибирск, Томск, Красноярск или Комсомольск-на-Амуре стали региональными центрами, нужно не просто создавать там научно-промышленные кластеры, а четко определять, что и для каких рынков они должны производить, так как без специализации им будет сложно конкурировать со странами Азии, уже ставшими промышленными центрами.

Необходимо развитие и транспортной инфраструктуры. Имеющиеся транспортные артерии не отвечают потребностям развития российского Зауралья, а ранее составленные планы их развития устарели. Необходимо создание вертикальной сетки дорог с севера на юг, чтобы связать Россию с Индией и другими странами к югу. Исполнению этой задачи может способствовать заявленное властями сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути (китайский проект развития).

Ставка на создание в регионе территорий опережающего развития (ТОР) пока не срабатывает и может не сработать, предупреждают эксперты «Валдая». Их концепция разрабатывалась в других условиях, а сейчас внешняя среда изменилась, расчет на массированный приток инвестиций не оправдался. Сейчас в ТОРах зарегистрирован только один зарубежный резидент. Стратегию на привлечение крупных игроков надо менять, советуют эксперты. Недостаточно объявить остров Русский особой территорией, должны следовать меры по переосмыслению развития региональной экономики, надо сделать его территорией​ экономической свободы, снять ограничения на приход инвесторов, вести жесткую борьбу с коррупцией, а также исполнить предложение премьера Дмитрия​ Медведева и перенести туда офисы госкорпораций, советуют авторы.  

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Алюминий сбрасывает мощность

Алюминий сбрасывает мощность
Крупнейший потребитель электроэнергии «Русал» Олега Дерипаски после попадания под санкции США просит о преференциях на оптовом энергорынке. Речь может идти об отказе от платежей по обязательным договорам на поставку мощности, которые обходятся компании в 8 млрд руб. в год. Собеседники “Ъ” считают такую меру поддержки «опасным прецедентом», которая может нарушить баланс интересов на рынке. По мнению аналитиков, выигрыш «Русала» в любом случае будет невелик, к тому же льготы компании могут не понадобиться.
РЖД-Партнер

Обновление линии Усть-Луга – Балтийск может затянуться

Обновление линии Усть-Луга – Балтийск может затянуться
Как выяснил “Ъ”, правительство решило отказаться от концессионной схемы строительства железнодорожных паромов Усть-Луга—Балтийск. Заказчиком судов станет ФГУП «Росморпорт», а их число сократят с трех до двух. При этом уже очевидно, что стоимость паромов окажется гораздо выше планировавшихся 4,7 млрд руб., а сроки строительства могут затянуться.

РЖД-Партнер

Грузооборот трубопроводов по итогам I квартала текущего года увеличился на 8% за год.

Грузооборот трубопроводов по итогам I квартала текущего года увеличился на 8% за год.
По итогам I квартала по трубопроводам РК транспортировали 68,3 миллиона тонн нефти и газа - сразу на 22,2% больше, чем годом ранее. Грузооборот увеличился год-к-году на 7,5%, до 34,2 млрд ткм.


  1. В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions