+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.03.2016 09:12:34
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

Поворот на Восток не дал результатов

Эксперты «Валдая» призвали усилить взаимодействие со странами Азии. 

Поворот России к Азии состоялся, для его успешного продолжения необходимо усилить взаимодействие со странами региона, говорится в докладе экспертов клуба «Валдай». «Запрос на Россию» еще не удовлетворен, отмечают авторы.

Взгляд на Восток

Поворот России к Азии уже почти состоялся, констатируют авторы доклада «К Великому океану — 4: поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи» дискуссионного клуба «Валдай», который будет обсуждаться на китайско-российской конференции в Шанхае, начинающейся 25 марта.

Авторы указывают, что в начале российский поворот на Восток рассматривался всеми сторонами как способ активизации экономического взаимодействия, но со временем в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стал формироваться «запрос на Россию». Он объясняется тем, что в регионе, несмотря на рост экономического взаимодействия между странами, не создается атмосфера доверия, продолжается гонка вооружений. Китай, Индия, Япония и Южная Корея в 2014 году обеспечили 20% мировых военных расходов. Растут и американо-китайские противоречия, а малые и средние государства Азии стремятся избавиться от односторонней ориентации на Китай или США. У России же уникальное положение: она дружественная Китаю, и сотрудничество других стран с Москвой не воспринимается как угроза китайским интересам.

Однако в России пока не отвечают на запрос, указывают авторы: хотя присутствие Азии во внешнеполитической повестке Москвы увеличилось, системное взаимодействие с партнерами развивается неравномерно. Это, по мнению составителей доклада, подтверждает снижение количества российских инициатив в АТЭС, после того как был проведен саммит во Владивостоке в 2012 году. Не на руку России сыграл и пропуск некоторых восточных саммитов президентом Владимиром Путиным. В Азии такое поведение воспринимается как сигнал того, что Москва не рассматривает площадки в качестве приоритетных, объясняется в докладе. На последнем саммите АТЭС в 2015 году Россию представлял премьер Дмитрий Медведев.
Россия несколько лет добивалась членства в восточноазиатском экономическом сотрудничестве, но только в 2014 году повысила уровень своего представительства до уровня главы правительства, приводят авторы еще один пример.

Личное участие российского лидера было крайне важно для успеха «поворота на Восток», но этим главным ресурсом Россия распоряжалась не особо умело, пишет в обзоре «Поворот в никуда» руководитель программы Московского центра Карнеги Александр Габуев.

Первая промашка, по словам Габуева, произошла в сентябре прошлого года во Владивостоке во время первого Восточного саммита, который задумывался как основная площадка для продвижения проектов в Сибири и на Дальнем Востоке для азиатских инвесторов: из-за аппаратных конфликтов у Путина в последний момент отменилась встреча с крупными бизнесменами АТР. Вторая промашка случилась, когда он решил не ехать не только на Восточноазиатский саммит (ВАС), но и на саммит АТЭС.

Российско-китайские экономические отношения в цифрах

$64,2 млрд составил торговый оборот между Китаем и Россией по итогам 2015 года (на 27,8% меньше, чем годом ранее)

На 34,4% снизился импорт китайских товаров (до $32,9 млрд), а экспорт российской продукции в Китай снизился на 19,1%, до $31,4 млрд, в 2015 году

$3,8 млрд составил оборот внешней торговли с Китаем в январе 2016 года по сравнению с $4,56 млрд в январе 2015 года. С 11,6 до 14,3% выросла доля в суммарном товарообороте

Более 60% российского экспорта в Китай приходится на энергоносители

27 документов подписано во время визита президента Путина в Китай в сентябре 2015 года, из которых 16 касаются совместных проектов российского и китайского бизнеса

38 млрд куб. м газа планируется ежегодно поставлять в Китай на протяжении 30 лет, согласно контракту на строительство «Силы Сибири»

В период с 2019 по 2021 год должны начаться первые поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири»

9,9% проекта «Ямал СПГ» приобрел у НОВАТЭКа китайский Фонд Шелкового пути; еще 20% принадлежит китайской CNPC

10% компании «Сибур» планируется продать китайской Sinopec за $1,34 млрд

30% в ChemChina Petrochemical Corporation планирует приобрести «Роснефть»

Источник: материалы российско-китайских официальных встреч, Федеральная таможенная служба, Главное таможенное управление КНР

Изменить стратегию

Россия рассматривает поворот на Восток как способ развития своих регионов, напоминают авторы доклада. Тем более что у регионов страны есть преимущества: в Сибири и на Дальнем Востоке можно производить товары, для которых требуется много воды и энергии. Однако для того чтобы Новосибирск, Томск, Красноярск или Комсомольск-на-Амуре стали региональными центрами, нужно не просто создавать там научно-промышленные кластеры, а четко определять, что и для каких рынков они должны производить, так как без специализации им будет сложно конкурировать со странами Азии, уже ставшими промышленными центрами.

Необходимо развитие и транспортной инфраструктуры. Имеющиеся транспортные артерии не отвечают потребностям развития российского Зауралья, а ранее составленные планы их развития устарели. Необходимо создание вертикальной сетки дорог с севера на юг, чтобы связать Россию с Индией и другими странами к югу. Исполнению этой задачи может способствовать заявленное властями сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути (китайский проект развития).

Ставка на создание в регионе территорий опережающего развития (ТОР) пока не срабатывает и может не сработать, предупреждают эксперты «Валдая». Их концепция разрабатывалась в других условиях, а сейчас внешняя среда изменилась, расчет на массированный приток инвестиций не оправдался. Сейчас в ТОРах зарегистрирован только один зарубежный резидент. Стратегию на привлечение крупных игроков надо менять, советуют эксперты. Недостаточно объявить остров Русский особой территорией, должны следовать меры по переосмыслению развития региональной экономики, надо сделать его территорией​ экономической свободы, снять ограничения на приход инвесторов, вести жесткую борьбу с коррупцией, а также исполнить предложение премьера Дмитрия​ Медведева и перенести туда офисы госкорпораций, советуют авторы.  

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions