+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2023 08:00:53
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились о строительстве мультимодального «Южного транспортного коридора», который пойдет в обход Казахстана. Эта новость, по мнению журналистов РЖД-Партнера стала одной из самых значимых на первой рабочей неделе июля. Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.
Сбой в работе онлайн-сервисов

Наш сайт и мобильное приложение продолжают испытывать на себе множественные атаки с постоянно изменяющимся вектором и инструментами, такое сообщение распространила пресс-служба РЖД на этой неделе.

«Их источники рассредоточены по всему миру. В связи с этим онлайн-сервисы могут быть кратковременно недоступны», – говорится в сообщении, в котором предупреждается, что сайт и мобильное приложение холдинга могут быть кратковременно недоступны.

Заявлялось, IT-специалисты «делают всё возможное, чтобы сохранить работоспособность платформ». К вечеру того же дня компания сообщила о восстановлении работоспособности онлайн-платформ. А между тем, участники рынка ВЭД на этой неделе рассказали РЖД-Партнеру, что Федеральная таможенная служба России так и не смогла в полном объеме восстановиться после пережитой три месяца назад кибератаки. С их слов электронный обмен документов по некоторым ранее выпущенным декларациям на товары (ДТ) до сих пор не восстановлен.

«На запросы документов в электронном виде со стороны таможни решения по ДТ не приходят. А сроки нахождения замороженных средств на Едином лицевом счете увеличиваются на неопределенное время», — говорит он.

Да и расходы, которые выросли у участников рынка из-за кибератаки, никто не компенсировал, добавляет собеседник РЖД-Партнера. И, более того, их никто и не планирует компенсировать. «Так как внештатная ситуация возникла по причине внешнего воздействия, кроме того ФТС не является стороной сделки», — говорит он.

Участники ВЭД массово звонили на горячие линии, связывались с руководством центров электронного декларирования для уточнения вопросов, как же поступать с предварительными декларациями, уже поданными в установленные сроки, корректировками деклараций на товары, «утерянными» в подвергнутой атаке базе таможенных органов, простаивающими скоропортящимися грузами и многими другими аспектами деятельности, так апрельскую ситуацию описывает другой участник рынка ВЭД.

Пресс-служба ФТС, ссылаясь на публикацию в ТАСС, передает слова Руслана Давыдова, врио главы ФТС России, что таможня работает над усилением кибербезопасности своей ИТ-системы, для этого привлекают сторонних экспертов.

«Вопрос влияния указанных сбоев в работе ЕАИС ТО на совершение лицом таможенных операций подлежит установлению в каждом отдельном случае, исходя из конкретных обстоятельств, номеров электронных документов и иных идентифицирующих обстоятельств», так пресс-служба таможни ответила на запрос РЖД-Партнера, «Какие компенсации получили участники рынка ВЭД, которые не смогли в этот период забрать груз со складов временного хранения и вынуждены оплачивать штрафные санкции контрагентам, а также Демередж и сборы за поздний вывоз со стороны морских линий?».

Машины россиян в ЕС могут изъять в любой момент

Россиянам, въехавшим на территории Германии на автомобиле с российскими номерами, помимо конфискации транспортного средства, может угрожать уголовное дело. Его могут возбудить в соответствии с параграфом 18 пунктом 1 «Закона о внешней торговле» ФРГ, об этом сообщают в Генконсульстве России в Гамбурге.

«В этой связи Генконсульство настоятельно рекомендует воздержаться от въезда на территорию ЕС на транспортных средствах с российскими государственными регистрационным номерами», – сообщается на сайте Генконсульства.

Таможенники Германии при изъятии личного автомобиля ссылаются на статью 3i Регламента 833/2014, согласно ей запрещается «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России», по перечню в приложении XXI. Перечень XXI включает в себя не только пассажирские автомобили (код таможенной номенклатуры 8703), но и обувь, ноутбуки, мобильные телефоны. Главное – эти товары или российского происхождения, или экспортированы из России. А это значит, что россиянин, пересекающий границу с Германией, может лишиться и мобильного телефона, и ноутбука. В официальном переводе санкционного закона ЕС используется термин Einfuhr, который может означать не таможенный импорт, а простой ввоз, подчеркивает Александр Бударагин. Сергей Гебель, генеральный директор консалтинговой группы «Гебель и партнеры», парирует: россияне столкнулись с широким толкованием правовой нормы и, более того, с неопределенностью формулировок, которые могут толковаться в ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

«Говорить о том, насколько законно такое изъятие, довольно проблематично, поскольку в данном случае очевидно расширенное толкование правовой нормы. Формально существующий регламент запрещает экспорт из России в ЕС некоторых товаров, в том числе автомобилей, но абсолютно непонятно, почему простой ввоз имущества для использования в личных целях таможенниками расценивается в качестве экспорта», – продолжает Сергей Гебель.

Если исходить из более глобальных положений, то такое безосновательное изъятие однозначно является нарушением фундаментальных принципов права собственности, добавляет он. «Меры немецкой таможни можно пытаться оспорить в соответствующем суде в Германии, который, в свою очередь, может адресовать вопрос применения общеевропейских норм на уровень Суда ЕС», – добавляет Александр Бударагин, руководитель группы Юридическая помощь ОНЛАЙН. Однако пока сложившейся практики по возврату изъятых машин нет, поэтому у автомобилистов из России есть единственный способ защиты – не въезжать в Германию на личном авто. И даже не выезжать из Германии на своем автомобиле, настаивает А. Бударагин.

«Машину могут изъять практически в любой момент, и пока непонятно, как можно минимизировать этот риск. Более того, нет никаких гарантий, что в случае конфискации получится успешно защитить свои права», – рассуждает Сергей Гебель.

России не хватает роботов

В России на 10 тыс. работников приходилось 9 промышленных роботов, тогда как, например, в Японии – 399, Сингапуре – 670, Южной Корее – 1000. А когда-то Советский Союз входил в число лидеров по роботизации на производстве, напоминает председатель Национальной ассоциации участников рынка робототехники Александр Лопота. «В 1970-х годах 40% мирового рынка первых промышленных роботов, и, кстати, сервисных, было в нашей стране. К примеру, в то время делались первые роботы для нашего АвтоВАЗа. Все это 55 лет назад начиналось и постепенно схлопнулось», – рассказал он.

По словам сенатора Константина Долгова, в последние годы рынок отечественной робототехники демонстрирует высокие темпы роста, однако это связано с эффектом крайне низкой базы. По итогам прошлого года объем внутреннего производства промышленных роботов превысил 1 млрд руб., с ростом к предыдущему на 30%. «Эти темпы никого не должны вводить в заблуждение. Мы, конечно, серьезно отстаем здесь от многих промышленно развитых стран. Сейчас в нашей промышленности работает несколько тысяч роботов, ежегодно продается до 1,5 тыс. промышленных роботов собственного и зарубежного производства. Это примерно в 100 раз меньше, чем в Китае», – подчеркнул представитель палаты регионов.

До прошлого года подавляющая часть роботов поставлялась ведущими мировыми изготовителями, в частности, из Японии, Швеции, Германии. Из 1,5 тыс. ед. робототехники, приобретенной до пандемии, в 2019 году, только 87 были российского производства.

Сейчас поставки происходят на фоне переориентации логистических цепочек. «Не все удается завезти по параллельному импорту. И самая главная стоит задача – налаживание отечественного производства – и комплектующих, и в целом конечной продукции робототехники», – заявил К. Долгов.

Автоперевозчики не исключают полной остановки в работе с ЕС

11-й пакет санкций ЕС увеличил перечень неудобств, которые переживают автоперевозчики. К началу июля 2023 года грузопоток из стран ЕС в Россию упал настолько, что очередная запретительная мера, принятая в 11-м пакете санкций, не окажет существенного влияния на перемещение товаров через границу, говорит Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic.

«При этом мы согласны с большинством участников рынка, которые прогнозируют, что это не последнее ограничение», – добавляет он.

Еще до вступления запрета большая часть отправителей отказывалась грузить российские прицепы и полуприцепы. Экспедиторы уже нашли выход: бесперебойную доставку грузов обеспечивают европейские перевозчики. За российской стороной – перевозка с перевалкой грузов на пунктах пропуска. Динамика событий указывает на высокую вероятность практически полной остановки внешнеэкономической деятельности с ЕС. Надежда у участников рынка на поставки медицинских, лекарственных товаров, продуктов питания, гуманитарных грузов.

Сергей Трукшин, специалист по операционной работе «Novelco» считает, новый пакет санкций, который предусматривает запрет въезда в Европейский союз российских прицепов, кардинально не изменит сферу грузовых автоперевозок со странами ЕС. «Однако это решение и увеличит сроки доставки, и сделает процесс перевозки более затратным», говорит он. Транспортным компаниям придется закладывать в цену перевозки время простоя на ТЛЦ, один день простоя оценивается в €150.

Чтобы компенсировать падение грузопотока из Европы в Россию, логистические компании выходят на альтернативные рынки – Турцию, Китай, Казахстан, Азербайджан, Армению.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions