+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2023 08:00:53
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились о строительстве мультимодального «Южного транспортного коридора», который пойдет в обход Казахстана. Эта новость, по мнению журналистов РЖД-Партнера стала одной из самых значимых на первой рабочей неделе июля. Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.
Сбой в работе онлайн-сервисов

Наш сайт и мобильное приложение продолжают испытывать на себе множественные атаки с постоянно изменяющимся вектором и инструментами, такое сообщение распространила пресс-служба РЖД на этой неделе.

«Их источники рассредоточены по всему миру. В связи с этим онлайн-сервисы могут быть кратковременно недоступны», – говорится в сообщении, в котором предупреждается, что сайт и мобильное приложение холдинга могут быть кратковременно недоступны.

Заявлялось, IT-специалисты «делают всё возможное, чтобы сохранить работоспособность платформ». К вечеру того же дня компания сообщила о восстановлении работоспособности онлайн-платформ. А между тем, участники рынка ВЭД на этой неделе рассказали РЖД-Партнеру, что Федеральная таможенная служба России так и не смогла в полном объеме восстановиться после пережитой три месяца назад кибератаки. С их слов электронный обмен документов по некоторым ранее выпущенным декларациям на товары (ДТ) до сих пор не восстановлен.

«На запросы документов в электронном виде со стороны таможни решения по ДТ не приходят. А сроки нахождения замороженных средств на Едином лицевом счете увеличиваются на неопределенное время», — говорит он.

Да и расходы, которые выросли у участников рынка из-за кибератаки, никто не компенсировал, добавляет собеседник РЖД-Партнера. И, более того, их никто и не планирует компенсировать. «Так как внештатная ситуация возникла по причине внешнего воздействия, кроме того ФТС не является стороной сделки», — говорит он.

Участники ВЭД массово звонили на горячие линии, связывались с руководством центров электронного декларирования для уточнения вопросов, как же поступать с предварительными декларациями, уже поданными в установленные сроки, корректировками деклараций на товары, «утерянными» в подвергнутой атаке базе таможенных органов, простаивающими скоропортящимися грузами и многими другими аспектами деятельности, так апрельскую ситуацию описывает другой участник рынка ВЭД.

Пресс-служба ФТС, ссылаясь на публикацию в ТАСС, передает слова Руслана Давыдова, врио главы ФТС России, что таможня работает над усилением кибербезопасности своей ИТ-системы, для этого привлекают сторонних экспертов.

«Вопрос влияния указанных сбоев в работе ЕАИС ТО на совершение лицом таможенных операций подлежит установлению в каждом отдельном случае, исходя из конкретных обстоятельств, номеров электронных документов и иных идентифицирующих обстоятельств», так пресс-служба таможни ответила на запрос РЖД-Партнера, «Какие компенсации получили участники рынка ВЭД, которые не смогли в этот период забрать груз со складов временного хранения и вынуждены оплачивать штрафные санкции контрагентам, а также Демередж и сборы за поздний вывоз со стороны морских линий?».

Машины россиян в ЕС могут изъять в любой момент

Россиянам, въехавшим на территории Германии на автомобиле с российскими номерами, помимо конфискации транспортного средства, может угрожать уголовное дело. Его могут возбудить в соответствии с параграфом 18 пунктом 1 «Закона о внешней торговле» ФРГ, об этом сообщают в Генконсульстве России в Гамбурге.

«В этой связи Генконсульство настоятельно рекомендует воздержаться от въезда на территорию ЕС на транспортных средствах с российскими государственными регистрационным номерами», – сообщается на сайте Генконсульства.

Таможенники Германии при изъятии личного автомобиля ссылаются на статью 3i Регламента 833/2014, согласно ей запрещается «приобретение, импорт или передача, прямо или косвенно, товаров, которые производят существенные доходы для России», по перечню в приложении XXI. Перечень XXI включает в себя не только пассажирские автомобили (код таможенной номенклатуры 8703), но и обувь, ноутбуки, мобильные телефоны. Главное – эти товары или российского происхождения, или экспортированы из России. А это значит, что россиянин, пересекающий границу с Германией, может лишиться и мобильного телефона, и ноутбука. В официальном переводе санкционного закона ЕС используется термин Einfuhr, который может означать не таможенный импорт, а простой ввоз, подчеркивает Александр Бударагин. Сергей Гебель, генеральный директор консалтинговой группы «Гебель и партнеры», парирует: россияне столкнулись с широким толкованием правовой нормы и, более того, с неопределенностью формулировок, которые могут толковаться в ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

«Говорить о том, насколько законно такое изъятие, довольно проблематично, поскольку в данном случае очевидно расширенное толкование правовой нормы. Формально существующий регламент запрещает экспорт из России в ЕС некоторых товаров, в том числе автомобилей, но абсолютно непонятно, почему простой ввоз имущества для использования в личных целях таможенниками расценивается в качестве экспорта», – продолжает Сергей Гебель.

Если исходить из более глобальных положений, то такое безосновательное изъятие однозначно является нарушением фундаментальных принципов права собственности, добавляет он. «Меры немецкой таможни можно пытаться оспорить в соответствующем суде в Германии, который, в свою очередь, может адресовать вопрос применения общеевропейских норм на уровень Суда ЕС», – добавляет Александр Бударагин, руководитель группы Юридическая помощь ОНЛАЙН. Однако пока сложившейся практики по возврату изъятых машин нет, поэтому у автомобилистов из России есть единственный способ защиты – не въезжать в Германию на личном авто. И даже не выезжать из Германии на своем автомобиле, настаивает А. Бударагин.

«Машину могут изъять практически в любой момент, и пока непонятно, как можно минимизировать этот риск. Более того, нет никаких гарантий, что в случае конфискации получится успешно защитить свои права», – рассуждает Сергей Гебель.

России не хватает роботов

В России на 10 тыс. работников приходилось 9 промышленных роботов, тогда как, например, в Японии – 399, Сингапуре – 670, Южной Корее – 1000. А когда-то Советский Союз входил в число лидеров по роботизации на производстве, напоминает председатель Национальной ассоциации участников рынка робототехники Александр Лопота. «В 1970-х годах 40% мирового рынка первых промышленных роботов, и, кстати, сервисных, было в нашей стране. К примеру, в то время делались первые роботы для нашего АвтоВАЗа. Все это 55 лет назад начиналось и постепенно схлопнулось», – рассказал он.

По словам сенатора Константина Долгова, в последние годы рынок отечественной робототехники демонстрирует высокие темпы роста, однако это связано с эффектом крайне низкой базы. По итогам прошлого года объем внутреннего производства промышленных роботов превысил 1 млрд руб., с ростом к предыдущему на 30%. «Эти темпы никого не должны вводить в заблуждение. Мы, конечно, серьезно отстаем здесь от многих промышленно развитых стран. Сейчас в нашей промышленности работает несколько тысяч роботов, ежегодно продается до 1,5 тыс. промышленных роботов собственного и зарубежного производства. Это примерно в 100 раз меньше, чем в Китае», – подчеркнул представитель палаты регионов.

До прошлого года подавляющая часть роботов поставлялась ведущими мировыми изготовителями, в частности, из Японии, Швеции, Германии. Из 1,5 тыс. ед. робототехники, приобретенной до пандемии, в 2019 году, только 87 были российского производства.

Сейчас поставки происходят на фоне переориентации логистических цепочек. «Не все удается завезти по параллельному импорту. И самая главная стоит задача – налаживание отечественного производства – и комплектующих, и в целом конечной продукции робототехники», – заявил К. Долгов.

Автоперевозчики не исключают полной остановки в работе с ЕС

11-й пакет санкций ЕС увеличил перечень неудобств, которые переживают автоперевозчики. К началу июля 2023 года грузопоток из стран ЕС в Россию упал настолько, что очередная запретительная мера, принятая в 11-м пакете санкций, не окажет существенного влияния на перемещение товаров через границу, говорит Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic.

«При этом мы согласны с большинством участников рынка, которые прогнозируют, что это не последнее ограничение», – добавляет он.

Еще до вступления запрета большая часть отправителей отказывалась грузить российские прицепы и полуприцепы. Экспедиторы уже нашли выход: бесперебойную доставку грузов обеспечивают европейские перевозчики. За российской стороной – перевозка с перевалкой грузов на пунктах пропуска. Динамика событий указывает на высокую вероятность практически полной остановки внешнеэкономической деятельности с ЕС. Надежда у участников рынка на поставки медицинских, лекарственных товаров, продуктов питания, гуманитарных грузов.

Сергей Трукшин, специалист по операционной работе «Novelco» считает, новый пакет санкций, который предусматривает запрет въезда в Европейский союз российских прицепов, кардинально не изменит сферу грузовых автоперевозок со странами ЕС. «Однако это решение и увеличит сроки доставки, и сделает процесс перевозки более затратным», говорит он. Транспортным компаниям придется закладывать в цену перевозки время простоя на ТЛЦ, один день простоя оценивается в €150.

Чтобы компенсировать падение грузопотока из Европы в Россию, логистические компании выходят на альтернативные рынки – Турцию, Китай, Казахстан, Азербайджан, Армению.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions