+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2023 17:48:05
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.

Развитие Восточного полигона не синхронизировано с перспективами погрузки на ДВЖД

Более чем в 13 раз увеличатся перевозки руды различных металлов, а угля – почти вдвое, за счет реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестпроектов к 2030 году, такие данные передает «Востокгосплан». В 2022 году на Дальневосточную магистраль погружено 70,5 млн т различных грузов, что на 7% больше, чем в 2021-м.

«При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 году может составить 128 млн т (+41% к 2021 году), в 2030 году – 230 млн т (+153%) за счет роста более чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также полимерной, химической и металлургической продукции», – сообщает руководитель сектора «Стратегическое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самсонова.

Но потребности дальневосточных грузоотправителей не совпадают в возможностями железнодорожной инфраструктуры. ДВЖД, помимо местной работы, необходимо обеспечивать движение транзитных маршрутов, в том числе из Кузбасса и других российских регионов. Ежегодная провозная способность Восточного полигона в экспортном направлении, то есть в адрес тихоокеанских портов и сухопутных погранпереходов ДФО, по итогам 2024 года, когда завершится II очередь проекта, должна достигнуть 180 млн т. В настоящее время идет обсуждение III этапа программы модернизации. Согласно предварительным данным, его целевым показателем станет достижение провозной способности БАМа и Транссиба к 2032 году до 255 млн т. Есть риски с недозагруженностью портов на Дальнем Востоке. Она в 2022 году в среднем составила около 70%. При этом готовятся к реализации новые проекты в сфере развития перегрузочных комплексов.

В частности, продолжится расширение терминалов Ванинского узла. «ВаниноТрансУголь» ввели I очередь комплекса, в 2025 году планируется к вводу II этап еще на 12 млн т. Увеличение перевалки планирует «Дальтрансуголь», до 40 млн т. В целях рационального использования ниток графика под перевозки контейнеров рассматривается вопрос формирования двухъярусных контейнерных поездов.

«Провода мешают, но, если использовать платформы колодцевого типа и контейнеры делать на 15 см меньше, они пройдут по габариту. В РЖД такой способ перевозки и конструкция данного контейнера сейчас прорабатывается. Пока на этапе предпроекта, однако, думаю, в будущем такие платформы и контейнеры на сети железных дорог мы увидим», – говорит заместитель гендиректора АО «РЖД Бизнес Актив» Иван Боднар.

Коммерческий директор Global Ports Игорь Пухов отмечает, что инфраструктурного развития требуют не только железнодорожные подходы к портам, но и автомобильные. В частности, вывоз грузов из порта Восточный сегодня на 94% обеспечивает железная дорога и только 6% – автотранспорт. Это достаточно низкий показатель по сравнению с другими терминалами Приморья, обычно по автодороге вывозится 25–30% от объема, поступающего в порт по морю. Развитие дорожной сети ограничивает уровень доступности автотранспорта: на Дальнем Востоке, по данным Минвостокразвития, только 67% автодорог в регионе имеют твердое покрытие.

Стоимость китайских грузовиков повысил утильсбор в 1,7 раза, до 1,7 млн руб.

Автоперевозчики из России, как правило, приобретают китайские автомобили. В июне доля КамАЗов сократилась вдвое, до 22,4%, в этот месяц в России реализовали 2,9 тыс. машин. Для сравнения: в этот месяц продано 2,2 тыс. ед. китайских SITRAK, почти 2 тыс. китайских Shacman, 1,4 тыс. FAW, 703 Foton и 607 Howo. Средняя цена на новый грузовой транспорт в апреле – июне составила 9,3 млн руб. Во втором квартале, для сравнения, она не превышала 9,2 млн руб. Но это – средняя цена, так как российские значительно дешевле китайских, но они в дефиците, который нивелировался продукцией из Китая. Но в третьем квартале грузовики, произведенные в Китае, подорожают сразу на 1,7 млн руб. и, вполне возможно, станут недоступными для автоперевозчиков. В прошлом году средняя стоимость китайского седельного тягача массой от 12 до 20 тонн с учетом утильсбора, таможенной пошлины и НДС составляла 10–12 млн руб., а в этом году она растет и тянет за собой рост себестоимости автоперевозки, об этом РЖД-Партнеру рассказывает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

«Себестоимость перевозки и так увеличилась на 35% в первом полугодии 2023-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за роста расходов на зарплаты сотрудников, техобслуживание и запчасти, закупку техники», – говорит он.

Автоперевозчики третий год живут и работают в условиях дефицита магистральных тягачей. И он только усиливается после ухода «европейской семерки». Главный отечественный производитель грузовой техники не может в полной мере удовлетворить потребности перевозчиков: «КамАЗ» выпустит в этом году, по прогнозу, максимум 9 тыс. машин. Но, по расчетам комитета по транспортной логистике «Деловой России», рынку требуется порядка 20–25 тыс. новых тягачей в год.

В России, подчеркнем, утильсбор взимают со всех автопроизводителей и импортеров, а затем, согласно действующему законодательству, его возвращают российским производителям, соответствующим критериям СПИК. Сумма сбора открыта и условно прозрачна, а вот условия СПИК и величина возврата – засекречены, индивидуальны для каждого автопроизводителя, что формально является субсидиями. Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ, заявила на круглом столе в Совете Федерации РФ в рамках обсуждения развития сферы транспорта и логистики в стране, что утилизационный сбор – косвенный налог, формально направленный на решение экологических проблем. Но никакой связи утилизационных платежей с защитой экологии нет. Счетная палата РФ еще в 2021 году указывала, что цели, установленные при введении утилизационного сбора, не совпадают с функциями, которые этот сбор выполняет. «Периодическое повышение ставок утилизационного сбора на различные виды транспортных средств не обосновывается фактической стоимостью работ по переработке полезных компонентов», – сообщала тогда Счетная палата России. Но в августе 2023 года участники рынка заявляют: так как расходы на утильсбор закладываются в стоимость техники, то автоперевозчики вынуждены повышать ставки.

В России растут цены и на большегрузные автомобили с пробегом: в первом квартале их цена составила 1,7 млн руб., во втором – 1,8 млн руб. Часть компаний из-за роста финансовой нагрузки уже отказывается от обновления парков. По данным комитета по транспортной логистике «Деловой России», средний возраст автопарка на среднестатистическом предприятии России – 18 лет.

Развитие круизного туризма решит проблему с плохим состоянием причалов на Байкале

Программу развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале на период до 2035 года, которая предусматривает также совершенствование речных портов и причалов и обеспечение соблюдения экологических требований накануне поручил проработать правительству президент России накануне. Доклад главе государства назначен до 15 октября. В Иркутской области в акватории озера Байкал 32 причала, и значительная часть из них не может принимать большие суда, но поручение президента позволит найти способы решения проблемы, так считает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, мнение которого приводит пресс-служба правительства региона.

«Центральный причал в популярном туристическом месте — поселке Листвянка — запрещен к эксплуатации в связи с аварийным состоянием. Причал „Рогатка“, с которого осуществляются рейсы паромной переправы в порт „Байкал“, находится в неудовлетворительном техническом состоянии», — говорится в сообщении.

По словам Кобзева, которые приводит пресс-служба, турпоток в Иркутскую область достиг 1,7 млн человек в год. Летом все пассажирские суда на Байкале практически полностью загружены, что говорит о востребованности круизного туризма.

«На Байкале множество интересных маршрутов. При этом причальная и береговая инфраструктура оставляют желать лучшего. Мы надеемся, что поручение президента Владимира Путина позволит найти способы решения проблемы. Со своей стороны я дал поручение правительству Иркутской области подготовить предложения для программы развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале», — процитировали Кобзева в пресс-службе.

В правительстве региона добавили, что для Байкала в настоящее время строятся пассажирские катамараны, которые смогут перевозить в общей сложности 148 туристов. Этим судам будет необходима современная причальная инфраструктура.

Навигация на Байкале длится 163 дня. Водный транспорт перевозит в год около 500 тыс. пассажиров. Лицензии на перевозку пассажиров имеют около 70 компаний, которые работают с туроператорами по организации водных круизов.

Utair возвращает премиальный алкоголь на борт

Главным катализатором возврата премиального алкоголя в меню бизнес-класса Utair стало требование пассажиров. Полюбившиеся им марки коньяка, виски и вин доступны на рейсах уже с августа. «Не секрет, что у нашей авиакомпании сложившийся пул бизнес-пассажиров. Они верны рейсам Utair не один десяток лет и были крайне огорчены исчезновением элитного алкоголя. Не скрою, бизнес-пассажиры подвергли нас серьезной критике за изменение меню напитков в привилегированных классах обслуживания. Выводы сделаны – премиальный ассортимент вновь на борту. К его выбору мы привлекли одного из ведущих поставщиков спиртного в России», – говорит президент «Utair – пассажирские авиалинии» Олег Семенов.

РЖД-Партнер: теперь в Telegram!

Журнал РЖД-Партнер издается с 1998 года. А с 2001 вы ежедневно следите за транспортными новостями на нашей информационной ленте. Теперь узнавать о важных событиях в сфере логистики можно и в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions