+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.08.2023 17:48:05
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор событий недели

Представляем традиционный недельный обзор от РЖД-Партнера.

Развитие Восточного полигона не синхронизировано с перспективами погрузки на ДВЖД

Более чем в 13 раз увеличатся перевозки руды различных металлов, а угля – почти вдвое, за счет реализации в Дальневосточном федеральном округе инвестпроектов к 2030 году, такие данные передает «Востокгосплан». В 2022 году на Дальневосточную магистраль погружено 70,5 млн т различных грузов, что на 7% больше, чем в 2021-м.

«При сохранении текущих объемов и при реализации инвестпроектов объем погрузки в 2025 году может составить 128 млн т (+41% к 2021 году), в 2030 году – 230 млн т (+153%) за счет роста более чем в 13 раз перевозок руд и почти в 2 раза угля, а также полимерной, химической и металлургической продукции», – сообщает руководитель сектора «Стратегическое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самсонова.

Но потребности дальневосточных грузоотправителей не совпадают в возможностями железнодорожной инфраструктуры. ДВЖД, помимо местной работы, необходимо обеспечивать движение транзитных маршрутов, в том числе из Кузбасса и других российских регионов. Ежегодная провозная способность Восточного полигона в экспортном направлении, то есть в адрес тихоокеанских портов и сухопутных погранпереходов ДФО, по итогам 2024 года, когда завершится II очередь проекта, должна достигнуть 180 млн т. В настоящее время идет обсуждение III этапа программы модернизации. Согласно предварительным данным, его целевым показателем станет достижение провозной способности БАМа и Транссиба к 2032 году до 255 млн т. Есть риски с недозагруженностью портов на Дальнем Востоке. Она в 2022 году в среднем составила около 70%. При этом готовятся к реализации новые проекты в сфере развития перегрузочных комплексов.

В частности, продолжится расширение терминалов Ванинского узла. «ВаниноТрансУголь» ввели I очередь комплекса, в 2025 году планируется к вводу II этап еще на 12 млн т. Увеличение перевалки планирует «Дальтрансуголь», до 40 млн т. В целях рационального использования ниток графика под перевозки контейнеров рассматривается вопрос формирования двухъярусных контейнерных поездов.

«Провода мешают, но, если использовать платформы колодцевого типа и контейнеры делать на 15 см меньше, они пройдут по габариту. В РЖД такой способ перевозки и конструкция данного контейнера сейчас прорабатывается. Пока на этапе предпроекта, однако, думаю, в будущем такие платформы и контейнеры на сети железных дорог мы увидим», – говорит заместитель гендиректора АО «РЖД Бизнес Актив» Иван Боднар.

Коммерческий директор Global Ports Игорь Пухов отмечает, что инфраструктурного развития требуют не только железнодорожные подходы к портам, но и автомобильные. В частности, вывоз грузов из порта Восточный сегодня на 94% обеспечивает железная дорога и только 6% – автотранспорт. Это достаточно низкий показатель по сравнению с другими терминалами Приморья, обычно по автодороге вывозится 25–30% от объема, поступающего в порт по морю. Развитие дорожной сети ограничивает уровень доступности автотранспорта: на Дальнем Востоке, по данным Минвостокразвития, только 67% автодорог в регионе имеют твердое покрытие.

Стоимость китайских грузовиков повысил утильсбор в 1,7 раза, до 1,7 млн руб.

Автоперевозчики из России, как правило, приобретают китайские автомобили. В июне доля КамАЗов сократилась вдвое, до 22,4%, в этот месяц в России реализовали 2,9 тыс. машин. Для сравнения: в этот месяц продано 2,2 тыс. ед. китайских SITRAK, почти 2 тыс. китайских Shacman, 1,4 тыс. FAW, 703 Foton и 607 Howo. Средняя цена на новый грузовой транспорт в апреле – июне составила 9,3 млн руб. Во втором квартале, для сравнения, она не превышала 9,2 млн руб. Но это – средняя цена, так как российские значительно дешевле китайских, но они в дефиците, который нивелировался продукцией из Китая. Но в третьем квартале грузовики, произведенные в Китае, подорожают сразу на 1,7 млн руб. и, вполне возможно, станут недоступными для автоперевозчиков. В прошлом году средняя стоимость китайского седельного тягача массой от 12 до 20 тонн с учетом утильсбора, таможенной пошлины и НДС составляла 10–12 млн руб., а в этом году она растет и тянет за собой рост себестоимости автоперевозки, об этом РЖД-Партнеру рассказывает генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

«Себестоимость перевозки и так увеличилась на 35% в первом полугодии 2023-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за роста расходов на зарплаты сотрудников, техобслуживание и запчасти, закупку техники», – говорит он.

Автоперевозчики третий год живут и работают в условиях дефицита магистральных тягачей. И он только усиливается после ухода «европейской семерки». Главный отечественный производитель грузовой техники не может в полной мере удовлетворить потребности перевозчиков: «КамАЗ» выпустит в этом году, по прогнозу, максимум 9 тыс. машин. Но, по расчетам комитета по транспортной логистике «Деловой России», рынку требуется порядка 20–25 тыс. новых тягачей в год.

В России, подчеркнем, утильсбор взимают со всех автопроизводителей и импортеров, а затем, согласно действующему законодательству, его возвращают российским производителям, соответствующим критериям СПИК. Сумма сбора открыта и условно прозрачна, а вот условия СПИК и величина возврата – засекречены, индивидуальны для каждого автопроизводителя, что формально является субсидиями. Ольга Федоткина, исполнительный директор СЭЛ, заявила на круглом столе в Совете Федерации РФ в рамках обсуждения развития сферы транспорта и логистики в стране, что утилизационный сбор – косвенный налог, формально направленный на решение экологических проблем. Но никакой связи утилизационных платежей с защитой экологии нет. Счетная палата РФ еще в 2021 году указывала, что цели, установленные при введении утилизационного сбора, не совпадают с функциями, которые этот сбор выполняет. «Периодическое повышение ставок утилизационного сбора на различные виды транспортных средств не обосновывается фактической стоимостью работ по переработке полезных компонентов», – сообщала тогда Счетная палата России. Но в августе 2023 года участники рынка заявляют: так как расходы на утильсбор закладываются в стоимость техники, то автоперевозчики вынуждены повышать ставки.

В России растут цены и на большегрузные автомобили с пробегом: в первом квартале их цена составила 1,7 млн руб., во втором – 1,8 млн руб. Часть компаний из-за роста финансовой нагрузки уже отказывается от обновления парков. По данным комитета по транспортной логистике «Деловой России», средний возраст автопарка на среднестатистическом предприятии России – 18 лет.

Развитие круизного туризма решит проблему с плохим состоянием причалов на Байкале

Программу развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале на период до 2035 года, которая предусматривает также совершенствование речных портов и причалов и обеспечение соблюдения экологических требований накануне поручил проработать правительству президент России накануне. Доклад главе государства назначен до 15 октября. В Иркутской области в акватории озера Байкал 32 причала, и значительная часть из них не может принимать большие суда, но поручение президента позволит найти способы решения проблемы, так считает губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, мнение которого приводит пресс-служба правительства региона.

«Центральный причал в популярном туристическом месте — поселке Листвянка — запрещен к эксплуатации в связи с аварийным состоянием. Причал „Рогатка“, с которого осуществляются рейсы паромной переправы в порт „Байкал“, находится в неудовлетворительном техническом состоянии», — говорится в сообщении.

По словам Кобзева, которые приводит пресс-служба, турпоток в Иркутскую область достиг 1,7 млн человек в год. Летом все пассажирские суда на Байкале практически полностью загружены, что говорит о востребованности круизного туризма.

«На Байкале множество интересных маршрутов. При этом причальная и береговая инфраструктура оставляют желать лучшего. Мы надеемся, что поручение президента Владимира Путина позволит найти способы решения проблемы. Со своей стороны я дал поручение правительству Иркутской области подготовить предложения для программы развития круизного туризма и пассажирского судоходства на Байкале», — процитировали Кобзева в пресс-службе.

В правительстве региона добавили, что для Байкала в настоящее время строятся пассажирские катамараны, которые смогут перевозить в общей сложности 148 туристов. Этим судам будет необходима современная причальная инфраструктура.

Навигация на Байкале длится 163 дня. Водный транспорт перевозит в год около 500 тыс. пассажиров. Лицензии на перевозку пассажиров имеют около 70 компаний, которые работают с туроператорами по организации водных круизов.

Utair возвращает премиальный алкоголь на борт

Главным катализатором возврата премиального алкоголя в меню бизнес-класса Utair стало требование пассажиров. Полюбившиеся им марки коньяка, виски и вин доступны на рейсах уже с августа. «Не секрет, что у нашей авиакомпании сложившийся пул бизнес-пассажиров. Они верны рейсам Utair не один десяток лет и были крайне огорчены исчезновением элитного алкоголя. Не скрою, бизнес-пассажиры подвергли нас серьезной критике за изменение меню напитков в привилегированных классах обслуживания. Выводы сделаны – премиальный ассортимент вновь на борту. К его выбору мы привлекли одного из ведущих поставщиков спиртного в России», – говорит президент «Utair – пассажирские авиалинии» Олег Семенов.

РЖД-Партнер: теперь в Telegram!

Журнал РЖД-Партнер издается с 1998 года. А с 2001 вы ежедневно следите за транспортными новостями на нашей информационной ленте. Теперь узнавать о важных событиях в сфере логистики можно и в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions