+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.05.2018 13:03:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Борис Гребенщиков: Зрелище паровоза приводит в исступление

C 1981 года, времен «Синего альбома», Борис Гребенщиков мечтает напиться железнодорожной воды. И вот сейчас, можно сказать, он прильнул к источнику: в Центральном музее железнодорожного транспорта начала работу выставка его живописи «Духовный паровоз».
«Наверное, у вас, у посетителей, возникнет вопрос: почему в старейшем техническом музее страны открывается выставка родоначальника российского рока? – спросил директор ЦМЖТ Владимир Мителенко. – Ответ может быть и простым, и сложным. Наш музей в этом году отмечает 205 лет со дня основания. В юбилейный год хочется не только проводить выставки из фондов музея, но и предложить новые форматы и задумки. Все мы находимся в едином культурном пространстве этого прекрасного города. Нам бы хотелось привить гостям не только техническую эстетику, но и умение видеть мир ярким, многогранным».
В чем, в чем, а в яркости работам Бориса Борисовича не откажешь: все его на первый взгляд сюрреалистические сюжеты выполнены сочными мазками, даже серый Петербург становится алым, а по лазурному небу плывут фиолетовые облака. Небо – первое, что написал БГ в своей сознательной жизни: в 1976 или 1977 году он оказался в карельском доме жены. Вылез на чердак и нашел там множество загрунтованных холстов, краски, кисточки – это осталось от деда. Выписал лазурь, по его же словам, с какой-то ерундой. «Потом ерунда ушла, а небо осталось».

Поезда, вокзалы, железная дорога – все это и в жизни, и в творчестве БГ присутствует с лихвой. Та же «Железнодорожная вода» была написана по пути в Солнечное с Финляндского вокзала под впечатлением от света ночных фонарей. Паровоз для съемок «Поезда в огне» был взят в аренду у музея в Шушарах, а костюмы – в ТЮЗе: Гребенщиков выступил сорежиссером клипа и потому иногда иронически называет его самой беспомощной своей работой. «Ты знаешь, я живу от перрона к перрону, однажды взлетел и лечу», – слышим мы в «Тяжелом роке». Почему столько железной дороги, он не знает: это русский язык пишет песни, он просто отбирает их.

«Все мои железнодорожные поездки – необычные, – говорит музыкант. – А поскольку «Аквариум» путешествует все время, и большую часть из этого времени мы проводим именно на железной дороге, то за последние сорок лет много что происходило. Я не знаю, дисциплинированный ли я пассажир, всякое бывало. Один раз меня Алла Пугачева ввела в поезд и сказала: «Я Пугачева, он Гребенщиков. Он едет с вами». Всё. Это было, по-моему, в 1987 году. Я много-много-много раз ездил по Транссибирской магистрали, никакой мечты для меня в этом нет. Многие мои знакомые тоже ездили и были довольны. Но американцам и англичанам видится одно, а мне – другое. Как не умереть от пьянства в такой длительный период, я не знаю».

Из тридцати работ, представленных на выставке, какие-то публика уже видела в других стенах, некоторые представлены впервые. БГ пишет ночью: по его словам, в месяц в Петербурге он проводит 5–6 дней. Когда гости расходятся, часа в два ночи, если остаются силы, он становится к мольберту. Всегда ставит музыку – никогда собственную: до этой степени эгоцентризма еще не дошел.

БГ никогда не считал число своих работ – примерно под сотню. Он их регулярно продает и на вырученные средства записывает альбомы: недавно одну купили за €20 тыс., это пока рекорд. Картины с выставок не раз крали, а однажды они исчезли вместе с организатором: в начале 90-х гг. так «улетело» 15 холстов.

Обычно задумки воплощаются легко, но с одной из «железнодорожных» работ – арочный мост, по которому едет поезд в цветах РЖД, под мостом река, в ней тонущий (или просто протянувший руки вверх) человек – возится уже довольно долго. У работы нет еще названия, и с героем ее БГ себя не ассоциирует – персонаж «мягко говоря, немного удивлен тем, что наступило новое время, и зрелище паровоза приводит его в мысленное исступление».

Отвечая на вопрос, где он черпает вдохновение, музыкант смеется: «У меня дома стоит чан, где написано «Вдохновение», там и черпаю». О творчестве в целом, потакании вкусам и стремлении привлечь нового слушателя БГ высказывается так: «Я делаю то, что необходимо. Основная моя публика – это ангелы, а у них, как известно, вкусы меняются не так часто, может быть, раз в несколько миллиардов лет. С ними очень легко».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions