+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2015 16:10:00
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка контейнерных железнодорожных перевозок (август 2015 г.)

Как видно уже сейчас, по итогам 2015 года объем перевозок грузов в контейнерах вряд ли покажет рост. Подвела сложная экономическая и политическая ситуация в стране и в мире. Вопрос в том, усилится ли падение, или к концу года рынок оживет. 

В 2014-м по сети РЖД было перевезено 3,215 млн TEU (+3,7% к пре¬дыдущему году), из них груженых –
2,186 млн (+3,9%), порожних – 1,029 млн (+3,6%). В пересчете на вес погрузка составила 23,5 млн т, что на 2,3 млн т больше, чем годом ранее. За 8 месяцев 2015-го, по данным ПАО «ТрансКонтейнер», объем перевозок крупнотоннажных контейнеров составил 1,945 млн TEU, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.


При этом наиболее стабильно контейнерные перевозки развиваются во внутреннем сообщении: их объем по сравнению с прошлым годом практически не изменился и составил 965 тыс. TEU. В структуре международных перевозок преобладают экспортные поставки (51,2%), что обусловлено в первую очередь девальвацией рубля и, как следствие, повышением конкурентоспособности экспорта.


«По тем же причинам за 8 месяцев 2015 года импорт снизился на 20%. В итоге его доля составила 34,1% от общего объе¬ма контейнерных перевозок по сети РЖД в международном сообщении. Снижение курса отечественной валюты по отношению к доллару и евро увеличило стоимость импортных товаров, что не замедлило сказаться на объемах импорта. Китай обеспечил 38% от общего объема ввезенных в Россию грузов в контейнерах», – комментируют в «ТрансКонтейнере».
Участники отрасли отмечают, что рынок ожидаемо падает. «Это связано с общим замедлением экономического роста и продлится, скорее всего, до конца года», – полагает руководитель департамента международной логистики ГК «ЖелДорЭкспедиция» Сергей Снежко. В то же время надо сказать, что снижение объемов происходит медленнее, чем в 2008–2009 гг. Аналитики прогнозируют, что в текущем году может повториться прошлогодняя ситуация с ранним новогодним завозом: рост импорта в сентябре – октябре и ранний зимний спад.
По оценкам специалистов, это может пойти на пользу отрасли. Потоки основных экспортных грузов в контейнерах, ориентированных на порты и сухопутные погранпереходы, сформированы, перевозчики определены. Рынок поделен между экспедиторами, обеспечивающими лучшее сервисное обслуживание, включающее предоставление собственного подвижного состава, конкурентоспособные ставки и пр. Грузовладельцу сегодня особенно важны соблюдение графика отгрузки и сроков доставки, цена, надежность и ответственность экспедитора. В связи с нехваткой грузовой базы транспортники не только снижают цены и оптимизируют издержки, но и разрабатывают новые маршруты, осваивают инновационные технологии, а также улучшают качество сервиса.
«В целом можно отметить рост конкуренции: перевозчики стали более активно бороться за клиента, и, возможно, это приведет к улучшению качества оказываемых услуг», – отметил С. Снежко.
Несмотря на очевидные преимущества перевозок грузов транзитом по территории России, эта услуга до сих пор остается не слишком востребованной. Хотя развитию данного направления способствует целый ряд факторов. В частности, расширение и перемещение мирового производства электроники, бытовой техники, товаров легкой промышленности в Китай и Южную Корею, в районы непосредственной близости к Транссибу, а также двукратное сокращение времени доставки контейнеров по суше, в отличие от морского плеча. По данным международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», в прошлом году общий объем контейнерных перевозок по Транссибу составил 1,8 млн TEU, в том числе транзит – 132 тыс. (+11,7%). В частности, в сообщении с Японией он вырос на 102%, с Китаем – на 98%, с Республикой Кореей – на 4%.


По итогам 8 месяцев 2015 года в сообщении Россия – страны АТР, по данным «ТрансКонтейнера», перевезено 410,7 тыс. TEU, что на 11% меньше, чем за аналогичный период 2014-го. В то же время транзитные перевозки с участием стран АТР увеличились на 4%.


Даже на фоне экономических трудностей грузооборот между Китаем и Европой в 2015 году показывает устойчивые темпы роста. Перевозки между Узбекистаном и странами Восточной Азии, наоборот, сильно пострадали из-за кризиса, поскольку значительную их часть составляет доставка автокомплектующих на сборочные производства в Узбекистане, а продажи в этом сегменте существенно упали.

Ситуация на рынке контейнерных перевозок напряженная, но, по мнению аналитиков, в скором времени положение стабилизируется. «Хочется верить, что мы достигли дна во внешней торговле. Все зависит от развития товарно-денежных отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами. Однако не стоит думать, что мы за короткий срок заменим импортный товарооборот экспортом», – резюмирует соучредитель таможенного терминала ООО «Северная звезда А&П», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Алексей Агафонов.

Татьяна Симонова

Подробный материал читайте в печатной версии «Контейнерные чаяния и надежды»// РЖД-Партнер. 2015. № 18.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions