+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.07.2015 12:55:19
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

«Латвийский транзит» в Афганистан почти иссяк

Транспортное направление, о важности которого говорили политики, почти утратило актуальность, сообщает ИА REGNUM. 

Транзит грузов НАТО через Латвию в Афганистан (и обратно), о большой важности которого для экономики страны министры говорили еще два года назад, почти прекратился. Надежды на его коммерческие развитие не оправдались, сообщает портал Lsm.lv.

Отметим, что Россия и НАТО подписали соглашение о транзите грузов в рамках «северного транзитного коридора» в Афганистан в 2009 году — и большая часть поставок шла через Ригу. Сюда американские грузы доставлялись по морю или по воздуху и отправлялись в Афганистан либо так же по воздуху, либо по железной дороге — через Россию, Казахстан и Узбекистан. В этом маршруте латвийская столица была главным перевалочным пунктом, по объемам в разы опережая города-конкуренты из Эстонии и Литвы. До этого блок осуществлял транзит через Пакистан по «южному коридору», что было дешевле, но намного опасней из-за атак талибов на севере страны.

Как пояснили в Минсообщения Латвии, в 2009 году через страну в Афганистан прошло около 5000 «условных 20-футовых грузовых контейнеров» (TEU), в 2010 — около 15 000, в 2011 — около 24 000, в 2012 — 20 000 контейнеров). Тогда же премьер Валдис Домбровскис («Единство») сообщал, что только за 2012 год латвийская экономика заработала на этих грузах около 8 миллионов евро. «Таким образом, членство Латвии в НАТО и его операции в Афганистане вносят и существенный вклад в латвийскую экономику», — говорил тогдашний глава правительства.

Однако впоследствии объемы резко пошли на спад из-за сворачивания военной кампании в Афганистане: в 2013 поток поступал в основном в обратном направлении, из Афганистана на Запад. Через Ригу прошло всего 20 000 TEU. Затем последовал обвал: итог 2014 года — 7 000 TEU. Данных за 2015 год пока, по очевидным причинам, нет, но, как проинформировали в Минсообщения, из двух вариантов транзита — через аэропорт и по железной дороге — сейчас работает воздушное сообщение, по которому поступают невоенные грузы (в основном продукты).

Правда, и по воздуху снабжение группировки в Афганистане через Латвию резко cократилось: на пике аэропорт «Рига» принимал и отправлял 2−3 «афганских» транспортных самолета в день. «Сейчас их столько же в месяц», — сообщила пресс-секретарь аэропорта Санта Аугусте.

В 2013 году «афганский транзит» обеспечивал около 70% в общем объеме, и его уменьшение быстро сказалось на работе аэропорта в целом. Судя по показателям, заменить афганское направление оказалось нечем: в том же 2013 году через терминалы Rīga прошло 53,2 тыс. тонн, а в 2014 — 32,8 тыс. тонн грузов. В 2009, когда афганские поставки только начинались, грузооборот Рижского аэропорта составлял 9,4 тыс. тонн.

Заказы на доставку и отправку по морю иссякли еще в 2014 году. Впрочем, как сообщила пресс-секретарь Рижского свободного порта Анита Лейшкалне, прекращение этой программы на общем грузообороте практически не сказалось, так как «афганский транзит» составлял порядка одной десятой от общего числа контейнеров, обрабатываемых в порту. Контейнеры в целом — это около 11% от грузооборота последнего, так что Афганистан в лучшие времена давал примерно сотую часть от транзитного потока порта.

Напомним, в 2014 году большая часть войск коалиции во главе с НАТО покинула Афганистан, и в латвийском МИДе надеялись, что транспортный коридор продолжит работать «в коммерческом формате». О том же говорили и в Минсообщения, обещая положительный эффект для экономики Латвии. «Мы видим это очень важным для нашего транзита, развития наших портов, так как эти грузы с очень большой добавочной стоимостью», — заявлял министр сообщений Анри Матисс.

Как отметили в Минсообщения, несмотря на то, что в Афганистане существенно сократилась численность иностранных военных сил, для остающихся там войск нужны поставки. «Учитывая это, предложение Латвии — использовать „Северный транзитный коридор“ — все еще в силе. Латвия продолжает активно сотрудничать со стратегическими партнерами, в том числе с США, чтобы в будущем использовать Северный транзитный коридор для перевозки коммерческих грузов в Афганистан (и из него) и другие страны Центральной Азии», — заявил пресс-секретарь Минсообщения Айвис Фрейденфелдс. Тем не менее, пока объемы ничтожны — уже упомянутые 2−3 авиарейса в месяц.

Добавим, что через Ригу в основном транспортировались невоенные грузы для нужд НАТО. Что касается транзита вооружения — финальную точку в истории так называемого Северного транзитного коридора (СТК, он же — Северная распределительная сеть, Северная сеть доставки; Northern Distribution Network) поставил 18 мая премьер-министр России Дмитрий Медведев, подписавший постановление правительства, прекращающее транзит иностранных военных грузов по российскому участку СТК.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions