• Ставка на полувагон
    2052
    -2 %
    руб./сут.
    декабрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 66.24 -0.68 EUR ЦБ РФ 75.71 -0.37
    BTC 3443.32 usd BTC 229471.45 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2018 10:03:20
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

СПГ любым путем

Российские компании активно заходят на рынок СПГ. С вводом новых проектов расширится и пул клиентов, и возможности доставки. О специфике перевозок СПГ, преимуществах и недостатках того или иного способа его транспортировки ИА РЖД-Партнер рассказал руководитель исследований управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ, заместитель декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, к. э. н. Александр Курдин.
СПГ любым путем
– Кто основные потребители российского СПГ? Будет ли расти в 2018 году спрос на российский газ в Европе?

– В предыдущие годы, вплоть до 2018-го, структура потребления российского СПГ оставалась довольно стабильной, как и объемы поставок. Единственным источником поставок был «Сахалин-2», а общий их объем приближался к 15 млрд куб. м в год. Из этой величины около 10 млрд куб. м ежегодно отправлялось в Японию, 3 млрд куб. м – в Южную Корею, остальное – в Китай и на Тайвань. После ввода в эксплуатацию проекта «Ямал СПГ» в конце 2017 года спектр покупателей расширится, хотя состав конечных потребителей предсказать сложно. Значительная часть СПГ по долгосрочным контрактам будет направляться в Китай, но довольно много закупают и «портфельные» покупатели, то есть международные газовые компании, фактически выполняющие функции международных трейдеров. Следует ожидать, что российский СПГ с Ямала найдет свой рынок и в Европе, что позволит диверсифицировать направления экспорта СПГ.

Спрос на российский газ в ЕС есть. Прежде всего на трубопроводный газ, так как его объемы намного превышают и будут превышать поставки СПГ из России. В 2018 году спрос может увеличиться за счет приличных темпов экономического роста, ожидаемых в Евросоюзе (2,5%, по оценке МВФ, примерно как в 2017 г.). К тому же цены на уголь – товар-заменитель – все еще высоки. В то же время эффект роста цен на уголь уже был в значительной мере реализован в 2017-м, и нового ценового ралли здесь не ожидается. Более того, против роста поставок газа в 2018 году сыграет подъем цен на нефть: в конце 2017 – начале 2018 года они вышли на новые уровни, следовательно, в II полугодии 2018-го следует ожидать и подъема цен на тот российский газ, который продается по ценам с нефтяной индексацией. Соответственно, его конкурентоспособность снизится. Вмешаться может погодный фактор, но здесь сложно сказать что-то определенное.

Каковы основные направления перевозок СПГ?

– Основные направления перевозок СПГ определяются существованием четырех региональных рынков. Крупнейший из них – рынок Азиатско-Тихоокеанского региона – включает четырех ведущих глобальных потребителей: Японию, Корею, Китай, Индию. Они выбирают как поставки из близлежащих стран (Индонезии, Малайзии), так и экспорт СПГ из Австралии, с востока России, а также привлекают переток СПГ с ближневосточного рынка, в основном из Катара. Европейский рынок обеспечивается притоком СПГ с Ближнего Востока, а также из Африки. Потребление на самом ближневосточном рынке пока невелико, и он обходится внутрирегиональными резервами, но у этого рынка приличный потенциал роста. Наконец, есть американский рынок – рынок Северной и Южной Америки, на котором на роль основного поставщика обоснованно претендуют США.

– Каким образом этот груз предпочтительнее транспортировать с экономической точки зрения? Почему?

– Соотношение издержек зависит от направления поставок. Например, если сопоставлять издержки поставок на европейский рынок трубопроводного газа из России и СПГ из США, как это делает Международное энергетическое агентство (МЭА) в последнем ежегодном обзоре, то издержки непосредственно транспортировки газа на СПГ-танкерах существенно ниже, чем себестоимость транспортировки по трубам. Но это преимущество с избытком перекрывается высокой стоимостью сжижения СПГ перед транспортировкой. В результате суммарные издержки поставок американского СПГ оказываются, по оценке МЭА, в полтора раза выше. Но во многих случаях перевешивают и выгоды СПГ: в частности, если речь идет о межконтинентальных перевозках на гигантские расстояния при наличии значительной ценовой премии между рынками континентов или же если говорить о целевых малотоннажных проектах.

– Каковы перспективы перевозки СПГ по Северному морскому пути?

– Они зависят от долгосрочной динамики климатических условий. Если говорить о поставках с арктических месторождений России, то перевозки по западной части СМП не представляются чем-то особенным, тогда как восточный маршрут предполагает более высокие риски, но и более высокую премию на рынке АТР.

– Сможет ли американский сжиженный газ составить российскому конкуренцию в ближайшем будущем?

– Ввод значительных мощностей по сжижению газа в США снизил барьеры входа на рынок. Теперь требуется в любом случае сопоставлять конкурентоспособность российского газа с американским, так что американский газ составляет своего рода верхний предел для цен газа из России. Поэтому о потенциальной конкуренции можно говорить уже сейчас, а в некоторых случаях – и о конкуренции реальной, например, когда при определенных особенностях обязательств в долгосрочных контрактах на поставку СПГ из США для европейских импортеров покупка американского газа оказывается более предпочтительной уже сейчас.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

СПГ составит половину грузопотока на СМП

СПГ составит половину грузопотока на СМП
Сегодня компания «НОВАТЭК» запустила 3-ю очередь завода «Ямал-СПГ», сказал заместитель генерального директора «Росатома» Вячеслав Рукша, выступая на форуме «Дни Арктики в Москве».
РЖД-Партнер

Литва готова экспортировать в Венгрию природный газ через свой СПГ-терминал

Литва готова экспортировать в Венгрию природный газ через свой СПГ-терминал
Литва и Венгрия обсуждают возможности поставок газового сырья через терминал сжиженного природного газа (СПГ-терминал), работающий в государственном Клайпедском морском порту балтийской республики. Об этом во вторник на пресс-конференции здесь сообщили президенты Даля Грибаускайте и Янош Адер, находящийся в Литве с визитом.
РЖД-Партнер

Еще два СПГ-завода на Ямале и Гыдане могут быть построены к 2035 г.

Еще два СПГ-завода на Ямале и Гыдане могут быть построены к 2035 г.
Российские газовые компании к 2035 году могут построить еще два завода по сжижению природного газа (СПГ), помимо уже запланированных. Новые заводы, скорее всего, будут расположены на полуостровах Гыдан и Ямал. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions