+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.05.2018 10:03:20
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

СПГ любым путем

Российские компании активно заходят на рынок СПГ. С вводом новых проектов расширится и пул клиентов, и возможности доставки. О специфике перевозок СПГ, преимуществах и недостатках того или иного способа его транспортировки ИА РЖД-Партнер рассказал руководитель исследований управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ, заместитель декана экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, к. э. н. Александр Курдин.
СПГ любым путем
– Кто основные потребители российского СПГ? Будет ли расти в 2018 году спрос на российский газ в Европе?

– В предыдущие годы, вплоть до 2018-го, структура потребления российского СПГ оставалась довольно стабильной, как и объемы поставок. Единственным источником поставок был «Сахалин-2», а общий их объем приближался к 15 млрд куб. м в год. Из этой величины около 10 млрд куб. м ежегодно отправлялось в Японию, 3 млрд куб. м – в Южную Корею, остальное – в Китай и на Тайвань. После ввода в эксплуатацию проекта «Ямал СПГ» в конце 2017 года спектр покупателей расширится, хотя состав конечных потребителей предсказать сложно. Значительная часть СПГ по долгосрочным контрактам будет направляться в Китай, но довольно много закупают и «портфельные» покупатели, то есть международные газовые компании, фактически выполняющие функции международных трейдеров. Следует ожидать, что российский СПГ с Ямала найдет свой рынок и в Европе, что позволит диверсифицировать направления экспорта СПГ.

Спрос на российский газ в ЕС есть. Прежде всего на трубопроводный газ, так как его объемы намного превышают и будут превышать поставки СПГ из России. В 2018 году спрос может увеличиться за счет приличных темпов экономического роста, ожидаемых в Евросоюзе (2,5%, по оценке МВФ, примерно как в 2017 г.). К тому же цены на уголь – товар-заменитель – все еще высоки. В то же время эффект роста цен на уголь уже был в значительной мере реализован в 2017-м, и нового ценового ралли здесь не ожидается. Более того, против роста поставок газа в 2018 году сыграет подъем цен на нефть: в конце 2017 – начале 2018 года они вышли на новые уровни, следовательно, в II полугодии 2018-го следует ожидать и подъема цен на тот российский газ, который продается по ценам с нефтяной индексацией. Соответственно, его конкурентоспособность снизится. Вмешаться может погодный фактор, но здесь сложно сказать что-то определенное.

Каковы основные направления перевозок СПГ?

– Основные направления перевозок СПГ определяются существованием четырех региональных рынков. Крупнейший из них – рынок Азиатско-Тихоокеанского региона – включает четырех ведущих глобальных потребителей: Японию, Корею, Китай, Индию. Они выбирают как поставки из близлежащих стран (Индонезии, Малайзии), так и экспорт СПГ из Австралии, с востока России, а также привлекают переток СПГ с ближневосточного рынка, в основном из Катара. Европейский рынок обеспечивается притоком СПГ с Ближнего Востока, а также из Африки. Потребление на самом ближневосточном рынке пока невелико, и он обходится внутрирегиональными резервами, но у этого рынка приличный потенциал роста. Наконец, есть американский рынок – рынок Северной и Южной Америки, на котором на роль основного поставщика обоснованно претендуют США.

– Каким образом этот груз предпочтительнее транспортировать с экономической точки зрения? Почему?

– Соотношение издержек зависит от направления поставок. Например, если сопоставлять издержки поставок на европейский рынок трубопроводного газа из России и СПГ из США, как это делает Международное энергетическое агентство (МЭА) в последнем ежегодном обзоре, то издержки непосредственно транспортировки газа на СПГ-танкерах существенно ниже, чем себестоимость транспортировки по трубам. Но это преимущество с избытком перекрывается высокой стоимостью сжижения СПГ перед транспортировкой. В результате суммарные издержки поставок американского СПГ оказываются, по оценке МЭА, в полтора раза выше. Но во многих случаях перевешивают и выгоды СПГ: в частности, если речь идет о межконтинентальных перевозках на гигантские расстояния при наличии значительной ценовой премии между рынками континентов или же если говорить о целевых малотоннажных проектах.

– Каковы перспективы перевозки СПГ по Северному морскому пути?

– Они зависят от долгосрочной динамики климатических условий. Если говорить о поставках с арктических месторождений России, то перевозки по западной части СМП не представляются чем-то особенным, тогда как восточный маршрут предполагает более высокие риски, но и более высокую премию на рынке АТР.

– Сможет ли американский сжиженный газ составить российскому конкуренцию в ближайшем будущем?

– Ввод значительных мощностей по сжижению газа в США снизил барьеры входа на рынок. Теперь требуется в любом случае сопоставлять конкурентоспособность российского газа с американским, так что американский газ составляет своего рода верхний предел для цен газа из России. Поэтому о потенциальной конкуренции можно говорить уже сейчас, а в некоторых случаях – и о конкуренции реальной, например, когда при определенных особенностях обязательств в долгосрочных контрактах на поставку СПГ из США для европейских импортеров покупка американского газа оказывается более предпочтительной уже сейчас.

Беседовала Татьяна Симонова
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions