+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2017 10:47:56
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Нефть поплыла из Ирана в Белоруссию

Поставки нефти из Ирана и Азербайджана внесут поправку в белорусскую логистику: если сейчас морские схемы ввоза распределены между портами Северо-Запада РФ и зарубежными терминалами на побережье Балтийского моря, то в будущем акцент может быть сделан на порты стран Балтии.
Народу нужны зрелища

Сообщение Reuters о том, что в Белоруссию поступит партия нефти из Ирана, вызвало живой интерес на транспортном рынке. То, что Национальная иранская нефтяная компания (National Iranian Oil Company – NIOC) выделила 80 тыс. т углеводородного сырья для дочерней компании BelOil в Польше Bel Oil Polska – дает повод для размышлений.

Некоторые эксперты обратили внимание на то, что пока объема закупок нефти в Иране хватит разве что на посевную в масштабе одного из районов Белоруссии. Поэтому это может быть просто отвлекающим маневром президента страны Александр Лукашенко. Он периодически устраивает спектакли на политической арене. К этому уже все привыкли: народу нужны зрелища, так почему бы не иранская нефть?

«Сделка заключена поспешно и совпала с российско-белорусским нефтегазовым конфликтом. Никаких стратегических целей за покупкой иранской нефти не просматривается. Иначе в сделке фигурировали бы другие объемы. Для отработки новой логистической схемы поставок нефти эксперименты не требуются. Она понятна: морской порт – железная дорога. И на маршрутах этой смешанной перевозки есть резервы пропускной способности», – сообщил представитель одной из брокерских компаний в Белоруссии.

Говорит экономика

Уточним, что нефть прибудет в Белоруссию через украинскую Одессу и латвийский Вентспилс. Ранее основная часть поставок для Белоруссии прокачивалась через Клайпеду, а через Одессу – шел прежде всего мазут.
Таким образом, на рынке перевалки белорусской нефти появился новый игрок – стивидоры Клайпеды. А это дает пищу для размышлений: возможно, что в Белоруссии всерьез занялись диверсификацией импорта углеводородного сырья. Причем, в Клайпеде, как известно, легко идут на уступки в стоимости услуг.

А решение принято как раз в тот момент, когда велись еще и переговоры с российскими морскими терминалами, через которые нефть отправляют из РФ. Белорусская сторона настаивал на скидках. Так что в Белоруссии новым маршрутом поставок пытаются убить двух зайцев: получить скидки и от поставщиков сырья, от участников транспортного рынка.

«Мне представляется, что тут действуют чисто экономические причины: стратегия на диверсификацию поставок нефти позволяет Белоруссии удешевить логистику», – преположил председатель совета директоров аналитического агентства ООО «ДОРН» Андрей Карпов.

Торгуйся, чтобы дешево купить…

Действительно, для Белоруссии сейчас важно любой ценой снизить затраты на энергоносители. Этим собственно объясняются и закупки нефти у Ирана: напомним, что начиная с октября 2016 г. почти вся иранская нефть продавалась в Азии со скидкой по отношению к конкурирующим саудовским сортам. Например, так, Iranian Heavy по сравнению с саудовским Arab Medium стоила за баррель на 30 центов дешевле, а легкий сорт Iran Light продавался со скидкой в 35 центов к Oman/Dubai.
Такой ситуацией одним из первых воспользовался Китай, сократив за счет поставок из Ирана часть объемов закупок в Ираке и Саудовской Аравии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Иране начала закупать сырье и Белоруссия.

Правда, ранее А. Лукашенко заявлял, что поставки нефти из Ирана экономически невыгодны. Но тогда речь шла о поставках через посредников. Но теперь ситуация изменилась, и углеводороды стали закупать напрямую. Стало быть, по более выгодной цене.
Кроме того, обсуждался вариант предоставления Ирану мощностей белорусских нефтеперерабатывающих заводов для переработки его нефти (давальческая схема). В связи с этим А. Лукашенко распорядился ускорить модернизацию Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода.

Начало закупок нефти в Иране для РФ означает сокращение приобретения углеводородного сырья в РФ. Правда, с учетом того, что план поставок из России на период 2016–2024 гг. в Белоруссию определен в 24 млн т нефти ежегодно, поправка на закупку нефти в Иране выглядит достаточно скромно. Однако эксперты не исключают, что в перспективе эти объемы могут увеличиться.

Новая логистика

Что касается новой логистической схемы поставок нефти, то специалисты воздерживаются от поспешных оценок. С одной стороны, ставки фрахта танкерного флота на Балтике в последнее время увеличились по ряду причин. В частности, из-за ужесточения конвенций по безопасности мореплавания. С другой стороны, морское плечо из Ирана получается короче, чем из других стран. Ставки стивидоров умеренные. И в целом для белорусских НПЗ логистическая цепочка выстраивается довольно-таки привлекательная.

«При определенных условиях она может оказаться вполне конкурентоспособной с тем вариантом поставок, который связан с поставками нефти из России через порты Северо-Западного региона. В Белоруссии рассуждают прагматично», – подытожил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Иными словами, можно сделать вывод: если для Белоруссии будет выгода, то и Клайпеда вполне может привлечь к себе солидные объемы нефтяных грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions