+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.06.2015 17:38:48
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Ф.Хусаинов: Стимулирование обновления вагонного парка: эффект кобры?

ФСТ, выполняя поручения правительства, предложила меры по компенсации затрат, возникающих у ОАО «РЖД» при эксплуатации технически неисправных вагонов в связи с выполнением работ по направлению вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по причинам, зависящим от собственника подвижного состава.

Свои предложения регулятор озвучил перед общественностью 1 июня 2015 года. По мнению представителей ФСТ, они должны стимулировать процесс обновления вагонного парка. В основе данных предложений лежит идея о том, что увеличение тарифной нагрузки на владельцев старых вагонов приведет к стимулированию собственников к приобретению нового подвижного состава и, соотвественно, к дестимулированию эксплуатации старого, так как последний попадает в текущий отцепочный ремонт чаще, чем новый.

Отвлечемся пока от вопроса, хороша ли сама идея такого стимулирования или нет. Сконцентрируемся на том, верен ли исходный посыл, лежащий в основе предложений ФСТ.

Возьмём данные ЦВ по отцепкам в ТР-2 за 5 месяцев 2015 г. Ниже, на рис. 1, показано распределение количества отцепок по возрастам вагонов (в % от общего количества отцепок):

Мы видим, что 32% всего отцепляемого в ТОР подвижного состава составляют вагоны в возрасте от 1 до 5 лет, а на возрастной диапазон от 1 до 10 лет приходится более 56% всех отцепок (32%+24%=56%).

Когда мы исследуем только абсолютные значения (количество или процент отцепок ТОР для каждой возрастной группы вагонов), результаты могут быть искажены, из-за того что количество вагонов в каждой группе неодинаково. Для того чтобы анализ был более объективным и качественным, необходимо сопоставить количество отцепок в ТОР внутри возрастных диапазонов с долями соответствующих возрастных групп в эксплуатируемом парке вагонов.

Как оказалось, учет количества вагонов в различных возрастных группах не сглаживает картину, как это зачастую бывает, а, наоборот, заостряет. Например, вагоны в возрасте от 1 до 5 лет в общем парке составляют 24%, а в отцепках в ТОР – 32%, то есть отцепляются в ТОР в 1,33 раза чаще, чем средний вагон в парке. Следующая группа вагонов, в возрасте от 6 до 10 лет, в парке составляет 22%, а в отцепках – 24%, то есть отцепляется на 9% чаще, чем вагон в среднем. Группа вагонов в возрасте от 11 до 20 лет в парке составляет 12,8%, а в отцепках – 15,4%, то есть отцепляется на 20% чаще, чем средний вагон.

Затем тенденция чуть меняется: группа вагонов со сроком службы от 21 до 30 лет в парке составляет 24,8%, а в отцепках – 23,6%, то есть отцепляется примерно на 5% реже, чем средний вагон. И, наконец, самое интересное: группа вагонов в возрасте свыше 31 года в парке составляет 15,8%, а в отцепках – только 4,6%, то есть их отцепляют в 3,4 раза реже. Впрочем, на последнее обстоятельство может влиять то, что самые старые вагоны чаще отправляют в отстой.

Для наглядности эти данные приведены на графике (рис. 2):

Таким образом, мы можем увидеть парадоксальную зависимость: вагоны моложе 20 лет отцепляются в текущий отцепочный ремонт чаще, чем средний вагон, а подвижной состав старше 21 года, наоборот, реже.

Причины могут быть различными: например, может сказываться то, что старые вагоны чаще направляют в отстой, или то, что грузоотправитель в старых вагонах старается перевозить грузы, которые в меньшей степени склонны создавать какие-либо проблемы в пути – сдвиг, превышение грузоподъемности и т. п.

Отвлекаясь от причин такой зависимости, можно отметить лишь следующее: предложенная Минтрансом и ФСТ гипотеза о том, что чем моложе вагон, тем реже он попадает в текущий отцепочный ремонт, либо ошибочна, либо как минимум требует дополнительной проверки. Пока же есть смысл предложенные регуляторами меры, базирующиеся на допущении о том, что данная гипотеза верна, вернуть на доработку или общественное обсуждение.

Подчеркну, что речь не идет о том, хорошо или плохо то, что регулятор стимулирует собственников вагонов к тому или иному поведению, – это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Речь о другом – о соответствии провозглашенных целей предложенным методам их осуществления. Возможно, что данные предложения не только не будут способствовать достижению провозглашенных регулятором целей, но и вызовут эффект, противоположный ожидаемому.

В экономической науке такие ситуации называют эффектом кобры. Термин этот закрепился среди экономистов благодаря книге Хорста Зиберта «Эффект кобры: как избежать заблуждений в политике». Зиберт описал, как в Индии, где кобры создавали множество проблем для крестьян, власти назначили награду за каждую сданную ядовитую змею, чтобы избавиться от них. Планировалось стимулировать уничтожение кобр, но результат оказался противоположным: крестьяне начали разводить рептилий, чтобы сдавать их и получать вознаграждение.

С тех пор эффектом кобры называют результаты такой политики, при которой власти пытаются стимулировать определенное поведение экономических субъектов, но вследствие ошибок в исходных допущениях или недостаточного учета всех факторов влияния в результате либо не достигают желаемого, либо получают противоположный результат.

Возникает вопрос: действительно ли перед нами классический эффект кобры? Во избежание непонимания еще раз уточним: в настоящем мини-анализе нет ответа на вопрос, правильны ли предложения ФСТ. Здесь проанализировано лишь то, верно ли исходное допущение о существовании зависимости между возрастом вагона и частотой его попадания в ТОР.

Фарид Хусаинов,

к. э. н., доцент РОАТ МИИТ,

зам. председателя НП ОЖдПС


 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions