+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.11.2016 15:20:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Двойной удар по кошельку автоперевозчиков

Увеличение ставки в системе «Платон» может не привести к желаемому результату: денег на приведение в порядок автодорог все равно не хватит, а чрезмерное обложение поборами автоперевозчиков не создает условий для вывода рынка автоперевозок из тени.
Ставки для автоперевозчиков повысят в 2 раза
Как следует из письма заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича, плату за проезд грузовиков массой более 12 т по федеральным автодорогам в 2017 году предложено увеличить в 2 раза.
«На данный момент в проекте федерального бюджета поступления в дорожные фонды от системы «Платон» указаны исходя из нынешнего запланированного уровня сборов в 2017 году, – 21 млрд руб. Решения по повышению тарифа пока нет, но правительство намерено свои предложения в ближайшее время внести в Госдуму», – сообщил представитель Минэкономразвития.
В СМИ прозвучала информация о том, что плата за проезд большегрузов по федеральным трассам может быть увеличена с нынешних 1,53 руб. до 2,6 руб. за 1 км в феврале 2017-го и соответственно 3,06 руб. в июне будущего года.
В Госдуме подтвердили: такое предложение действительно рассматривается. «Правда, обсуждения, скорее всего, будут связаны с возможностью принятия решения о повышении ставки сбора к 1 июню 2016 года вдвое. Ранее, на мой взгляд, это делать рано. Следовало бы относиться к этому вопросу более сдержанно – в такой период, как сейчас. Вряд ли в начале 2017 года ситуация в отрасли автоперевозок изменится к лучшему», – поделился своим мнением первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

Не видим опыта Европы
«У нас ничего не улучшается, несмотря на положительную динамику статистики грузоперевозок в целом по РФ. Ведь результаты деятельности отрасли необходимо оценивать не только по объемам транспортировок, но и по финансовым показателям работы компаний. В среднем они остаются на прежнем уровне. Расходы растут, а подтягивать под этот рост тарифы автоперевозчики в сложившейся ситуации не могут», – прокомментировали в НП «Логистика и автоперевозки Татарстана».
«Если повышать сборы с владельцев транспортных средств, то надо хотя бы ориентироваться при этом на опыт других стран. В Польше, например, законодательство предусматривает сбор платы за проезд только после капитального ремонта автотрассы и доведения ее до соответствия всем требованиям евростандартов. А в Сибири, скажем, дороги практически не ремонтируют. А с автоперевозчика в среднем берут по полмиллиона рублей в месяц в виде различных отчислений, которые должны направляться на приведение сети в порядок», – продолжил разговор заместитель генерального директора ООО «ТКФ «Каматранс» Андрей Вартанян.

У регуляторов – своя логика
В правительстве РФ признают, что сеть автодорог в ряде регионов находится в критическом виде. Для того чтобы исправить положение дел, правительство РФ готово выделить межбюджетные трансферты из средств федерального бюджета. «Средства, полученные в результате работы системы «Платон», предполагалось направлять на ремонт и содержание федеральных дорог, но в нынешней экономической ситуации они дают возможность оказать серьезную поддержку 40 регионам, в которых наиболее острая ситуация с состоянием дорожной сети», – сказал руководитель Росавтодора Роман Старовойт. К этим суммам добавлены средства от взимания акцизов на топливо и штрафов за нарушение правил дорожного движения.
Появились дополнительные средства – начались ремонты. В Росавтодоре сообщили о промежуточных результатах работы системы «Платон»: правительство РФ распределило полученные средства среди 25 регионов на неотложный ремонт проблемных дорог и 19 регионов – на строительство и реконструкцию 31 моста.
По итогам первого этапа отбора дорожных ГЧП-проектов на софинансирование за счет сборов системы «Платон» претендуют пять субъектов РФ, среди них – Хабаровский край (строительство обхода Хабаровска), Пермский край (реконструкция участков автодороги Пермь – Березники со строительством восточного обхода г. Перми), Республика Башкортостан (строительство автодороги Стерлитамак – Магнитогорск и нового выезда из Уфы на трассу М5 «Урал»), Самарская область (строительство проезжей части пр. Карла Маркса в Самаре) и Новосибирская область (строительство моста через реку Обь).

Не все так плохо
Что касается состояния федеральных автодорог, то Росавтодор не согласен с обвинениями в том, что они находятся в плохом состоянии. По данным директора ФКУ «Росдормониторинг» Константина Угарова, сейчас протяженность трасс, соответствующих нормативу, составляет 30 947 км (63,12% от всей длины федеральной сети). Участков, работающих в режиме перегрузки, – 16 460 км, что составляет 33,7%. Таким образом, доля автодорог, не соответствующих нормативу, не превышает 1559 км (3,18%). Причем Росавтодору поставлена задача до конца 2018 года 86% федеральной сети автомобильных дорог привести к нормативному состоянию. «Но для этого необходимо обеспечить соответствующее финансирование программ ремонта», – уточнил К. Угаров.
Как считают в Минтрансе, для того чтобы достичь всех целей системы «Платон», которые обозначались при запуске, желательно сбалансировать движение грузов по разным транспортным артериям (водным, железнодорожным, морским и автомобильным). При этом следует исходить из тех решений, которые изначально были приняты правительством РФ в июне прошлого года. Тогда было предусмотрено установление тарифа 3,06 руб. за 1 км.
Как отмечал ранее министр транспорта РФ Максим Соколов, он тоже, по сути, льготный, потому что изначальный тариф, который планировался в соответствии с принятым Госдумой федеральным законом, – 3,73 руб. «Потом был некий пересчет с учетом в том числе и особенностей перехода на новую систему, и был определен тариф 3,06 руб. Далее правительство приняло льготный понижающий в 2 раза коэффициент, и, конечно же, любой тестовый период должен когда-то завершиться. Поэтому мы должны прийти в парадигму тех решений, которые планировались при запуске этой системы», – сказал М. Соколов.
Исходя из этой логики, предполагается создать такие условия, чтобы переключить весомую часть грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Ожидаемого эффекта можно и не дождаться
«Разговоры о необходимости повышения тарифов системы «Платон» в правительстве поднимаются регулярно, однако ранее представителям автоперевозчиков удавалось донести до правительства простую истину: поднятие тарифов должно быть обоснованным», – президент НП «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин.
По его словам, ожидать, что при повышении цен автоперевозчики будут увеличивать грузооборот, не вполне корректно. Вот статистика: в январе 2016 года в «Платоне» по всей России учитывалось 350 тыс. грузовиков, сбор составлял около 40 млн руб. в сутки. В августе в системе было зарегистрировано свыше 700 тыс. машин, но ежедневный сбор вырос всего до 50 млн руб. Иными словами, при двукратном увеличении размера зарегистрированного парка сборы повысились всего на 25%. Это значит: не факт, что при повышении ставки инициаторы этой идеи получат запланированный ими объем средств. А если будет происходить переключение грузов на дальних маршрутах с автомобильного на железнодорожный транспорт, то результат может оказаться и того ниже.
«Есть и еще один аспект: сейчас в «Платоне» не зарегистрировано 25% подвижного состава. Соответственно, эти владельцы не платят за проезд и создают нездоровую конкуренцию легальным игрокам. Не решают проблему и штрафы: Ространснадзор заявляет о больших суммах сборов за нарушения перевозчиками условий работы. Однако на практике собирается минимум из них – нарушители просто не платят по этим счетам», – рассказывает В. Матягин.
В такой ситуации повышение платы за проезд по федеральным дорогам только увеличит количество теневых рейсов. «Мы против повышения тарифов по простой причине – экономического эффекта, которого ждут в Минтрансе, не будет», – продолжил В. Матягин. Сначала необходимо вывести рынок на легальную работу, а потом уже увеличивать сборы.
В свою очередь, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих отметил, что доля регистрации транспортных средств в «Платоне» на данный момент уже приблизилась к 87%, а объемы поступлений остаются на уровне запланированных. И это дает повод полагать, что средства после повышения ставок будут собраны также на уровне расчетных показателей.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions