• Ставка на полувагон
    2092
    0.6 %
    руб./сут.
    февраль 2019
  • Индекс качества IV квартал 2018г. - 62 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.86 0 EUR ЦБ РФ 74.68 0
    BTC 3927.49 usd BTC 257476.43 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Цифровизация – для себя или для галочки?

Тотальная цифровизация, заявленная как новый тренд и в российской экономике в целом, и на транспорте в частности, пока порождает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, все понимают, что переход на цифру должен упростить взаимодействие между клиентами и поставщиками услуг, тем более что таких полезных кейсов на рынке уже множество. В то же время некоторые рабочие процессы пока переводятся на цифру скорее для галочки, чем для реальной пользы, и в этом случае главная цель – экономия ресурсов – попросту дезавуируется.
Цифровизация – для себя или для галочки?
Не так давно в одной из социальных сетей распространялся ролик, в котором люди объясняли, почему они работают спустя рукава. Тут же фигурировала и причина недобросовестного отношения к делу – девушка по имени Галочка, чью роль исполнила симпатичная актриса в крайне лаконичном костюме. Возможно, именно на нем зрителю и стоило бы сосредоточиться, но по какой-то причине добрая половина мизансцен, разыгранных в ролике, имела отношение к транспортной сфере. Так, убедительно ссылаясь на привлекательную Галочку, герои ролика укладывали дорожное покрытие под дождем и ремонтировали самолет на бумаге, а не на самом деле. В финале авторы ролика призывали делать любое дело для себя, а не для улыбчивой девушки в микроскопических шортах. Говоря деловым языком – работать не формально, а ради конкретной цели. Однако, помимо декларирования слогана, с которым нет смысла спорить, ролик заставил вспомнить и реальные примеры формального подхода к решению практических задач и, увы, первым из них оказался электронный документооборот на железнодорожном транспорте.

Казалось бы, вопрос о том, зачем менять бумажные документы на электронные, прост. Ответ очевиден – чтобы сэкономить время участников сделки. Если бумажки заменить электронными формами, то не надо никуда ехать и ждать, пока начальник поставит подпись, а секретарь – синюю печать. Однако на практике все не так просто, потому что электронный документооборот в обиход, конечно, уже введен, но отправку бумажных версий документов по почте пока никто не отменял. В итоге формально цифровизация есть, а фактически времени на возню с бумагами уходит больше, чем раньше, когда все делалось по старинке. Более того, некоторых такая цифровизация приводит к дополнительным расходам. Например, крупным компаниям с большим объемом документации приходится нанимать специальных сотрудников, которые только и занимаются переводом информации с бумажных форм в электронные и обратно.

Что думают по этому поводу специалисты по цифре? Они объясняют: двойная работа получается из-за того, что техническое задание составлено неверно и человек, его написавший, не понял сути цифровизации. Действительно, точное техзадание исключительно важно. Неслучайно ответ на вопрос о том, каким может быть результат без внятного ТЗ, любой технический специалист знает назубок и произносит его не задумываясь и в рифму. Конечно, несправедливо обвинять в формальном подходе к цифровизации одних лишь железнодорожников, потому что нечто похожее можно увидеть где угодно, да хотя бы в обычной аптеке, куда граждане несут рецепт с QR-кодом в надежде, что современные средства коммуникации помогут им за пару минут получить нужное лекарство. А вот и нет, быстро не получится. Фармацевт должен, помимо манипуляций со сканером и проставления галочек в компьютере, еще и в толстой книжке все записать. Для тех же, кто удивляется нововведениям, тут же вывешено объявление: «В связи с переходом на электронный документооборот время оформления рецептов увеличено».

Стоит отметить, что проблема с постановкой цели при цифровизации чего угодно более характерна для чиновников, чья судьба – в первую очередь выполнять распоряжения начальства. Бизнес, в отличие от государственных людей, умеет ставить себя на место клиента и четко понимает, что, зачем и для кого он делает. Чиновнику сделать то же самое мешает менталитет, предписывающий, во-первых, воспринимать клиента как просителя, и, во-вторых, фиксировать все коммуникации на бумаге. Вот, например, что говорит эксперт по таможенному декларированию товаров. «Самая большая проблема, которую нам предстоит решить, – это менталитет таможенников. Представить ситуацию, когда у них нет бумажек, – это пока тяжело», – поясняет специалист. По его мнению, цифровизация в этой сфере будет зависеть от того, насколько быстро таможенные офицеры изменят свое отношение к электронным документам и начнут воспринимать их точно так же, как бумажные. Эксперт сетует, что пока практика далека от совершенства и от тех прекрасных идей, которые транслирует ФТС. Но есть и надежда. «Если таможенникам объяснить, что такое блокчейн, убедить их внедрить это в процесс, то с этим главным человеческим фактором можно будет побороться», – полагает он.
Что ж, мы тоже будем объяснять, убеждать и надеяться на лучшее, особенно на то, что инновации будут внедряться не для галочки, а для пользы общего дела, и здравый смысл в итоге победит.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Самолеты на фейковой волне

Самолеты на фейковой волне
Конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? Эти слова из гоголевской комедии «Ревизор» как нельзя кстати приходят на ум, когда читаешь новости про некоторые транспортные события.
РЖД-Партнер

ВСМ в направлении царя Гороха

ВСМ в направлении царя Гороха
На сайте правительства РФ появились материалы к нацпроектам, которые будут реализованы до 2024 года. Кроме всего прочего, там значится и первый участок ВСМ Москва – Казань от города Железнодорожного Московской области до города Гороховца Владимирской области. На железную дорогу протяженностью 400 км планируется потратить 621 млрд руб. И все было бы прекрасно в этой новости, если бы обещания от имени правительства построить первую ВСМ в России не появлялись в новостях регулярно с 1992 года, притом что почти за 40 лет ни одного километра высокоскоростной железной дороги у нас так и не появилось.
РЖД-Партнер

Пока весь лес не уехал

Пока весь лес не уехал
В Совете Федерации всерьез задались вопросом утечки российского леса за кордон, причем далеко не всегда законной. Оказалось, что еще с начала 1990-х гг. бизнес этот находился в тени, и подсчитать, сколько в общей сложности кубометров перекочевало в виде сырья в другие страны, оказывается, нельзя. Так что пока отрасль будут призывать к порядку, экспорт леса следует и вовсе запретить.

  1. Операторы предлагают создать единую методику баланса парка для избежания коллапса на сети. Поможет ли такой метод регулирования вагонной составляющей повысить эффективность железнодорожных перевозок?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort