• Ставка на полувагон
    2095
    -0.6 %
    руб./сут.
    октябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.81 0.09 EUR ЦБ РФ 75.32 -0.25
    BTC 6453.96 usd BTC 422669.84 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Цифровизация – для себя или для галочки?

Тотальная цифровизация, заявленная как новый тренд и в российской экономике в целом, и на транспорте в частности, пока порождает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, все понимают, что переход на цифру должен упростить взаимодействие между клиентами и поставщиками услуг, тем более что таких полезных кейсов на рынке уже множество. В то же время некоторые рабочие процессы пока переводятся на цифру скорее для галочки, чем для реальной пользы, и в этом случае главная цель – экономия ресурсов – попросту дезавуируется.
Цифровизация – для себя или для галочки?
Не так давно в одной из социальных сетей распространялся ролик, в котором люди объясняли, почему они работают спустя рукава. Тут же фигурировала и причина недобросовестного отношения к делу – девушка по имени Галочка, чью роль исполнила симпатичная актриса в крайне лаконичном костюме. Возможно, именно на нем зрителю и стоило бы сосредоточиться, но по какой-то причине добрая половина мизансцен, разыгранных в ролике, имела отношение к транспортной сфере. Так, убедительно ссылаясь на привлекательную Галочку, герои ролика укладывали дорожное покрытие под дождем и ремонтировали самолет на бумаге, а не на самом деле. В финале авторы ролика призывали делать любое дело для себя, а не для улыбчивой девушки в микроскопических шортах. Говоря деловым языком – работать не формально, а ради конкретной цели. Однако, помимо декларирования слогана, с которым нет смысла спорить, ролик заставил вспомнить и реальные примеры формального подхода к решению практических задач и, увы, первым из них оказался электронный документооборот на железнодорожном транспорте.

Казалось бы, вопрос о том, зачем менять бумажные документы на электронные, прост. Ответ очевиден – чтобы сэкономить время участников сделки. Если бумажки заменить электронными формами, то не надо никуда ехать и ждать, пока начальник поставит подпись, а секретарь – синюю печать. Однако на практике все не так просто, потому что электронный документооборот в обиход, конечно, уже введен, но отправку бумажных версий документов по почте пока никто не отменял. В итоге формально цифровизация есть, а фактически времени на возню с бумагами уходит больше, чем раньше, когда все делалось по старинке. Более того, некоторых такая цифровизация приводит к дополнительным расходам. Например, крупным компаниям с большим объемом документации приходится нанимать специальных сотрудников, которые только и занимаются переводом информации с бумажных форм в электронные и обратно.

Что думают по этому поводу специалисты по цифре? Они объясняют: двойная работа получается из-за того, что техническое задание составлено неверно и человек, его написавший, не понял сути цифровизации. Действительно, точное техзадание исключительно важно. Неслучайно ответ на вопрос о том, каким может быть результат без внятного ТЗ, любой технический специалист знает назубок и произносит его не задумываясь и в рифму. Конечно, несправедливо обвинять в формальном подходе к цифровизации одних лишь железнодорожников, потому что нечто похожее можно увидеть где угодно, да хотя бы в обычной аптеке, куда граждане несут рецепт с QR-кодом в надежде, что современные средства коммуникации помогут им за пару минут получить нужное лекарство. А вот и нет, быстро не получится. Фармацевт должен, помимо манипуляций со сканером и проставления галочек в компьютере, еще и в толстой книжке все записать. Для тех же, кто удивляется нововведениям, тут же вывешено объявление: «В связи с переходом на электронный документооборот время оформления рецептов увеличено».

Стоит отметить, что проблема с постановкой цели при цифровизации чего угодно более характерна для чиновников, чья судьба – в первую очередь выполнять распоряжения начальства. Бизнес, в отличие от государственных людей, умеет ставить себя на место клиента и четко понимает, что, зачем и для кого он делает. Чиновнику сделать то же самое мешает менталитет, предписывающий, во-первых, воспринимать клиента как просителя, и, во-вторых, фиксировать все коммуникации на бумаге. Вот, например, что говорит эксперт по таможенному декларированию товаров. «Самая большая проблема, которую нам предстоит решить, – это менталитет таможенников. Представить ситуацию, когда у них нет бумажек, – это пока тяжело», – поясняет специалист. По его мнению, цифровизация в этой сфере будет зависеть от того, насколько быстро таможенные офицеры изменят свое отношение к электронным документам и начнут воспринимать их точно так же, как бумажные. Эксперт сетует, что пока практика далека от совершенства и от тех прекрасных идей, которые транслирует ФТС. Но есть и надежда. «Если таможенникам объяснить, что такое блокчейн, убедить их внедрить это в процесс, то с этим главным человеческим фактором можно будет побороться», – полагает он.
Что ж, мы тоже будем объяснять, убеждать и надеяться на лучшее, особенно на то, что инновации будут внедряться не для галочки, а для пользы общего дела, и здравый смысл в итоге победит.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Рост цен на бензин: горевать по горючему

Рост цен на бензин: горевать по горючему
На этой неделе власти снова пригрозили нам подорожанием бензина. Собственно говоря, народ уже привык к этому росту. Хотя и продолжает задаваться вопросом, как в стране, являющейся, по сути, одной из нефтяных держав, топливо все дорожает и дорожает?
РЖД-Партнер

Невероятные приключения грузоотправителей в России

Невероятные приключения грузоотправителей в России
В отличие от былинного героя Ильи Муромца, который в свое время упорно искал приключений на распутье трех дорог, отечественный грузоотправитель проблем не ищет. Но они легко находят его сами, потому что рынок транспортных услуг у нас постоянно меняется, а выбор пути для выхода из очередной непонятной ситуации у грузовладельца невелик – либо обратиться к регуляторам и перевозчику, либо делиться бедами с журналистами.
РЖД-Партнер

Путепроводы: советский запас прочности на исходе

Путепроводы: советский запас прочности на исходе
Всю прошлую неделю в топе новостных сайтов было сообщение о том, что 9 октября автомобильный путепровод обрушился прямо на главный путь Транссиба. Случилось это в городе Свободном Амурской области.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions