+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Цифровизация – для себя или для галочки?

Тотальная цифровизация, заявленная как новый тренд и в российской экономике в целом, и на транспорте в частности, пока порождает больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, все понимают, что переход на цифру должен упростить взаимодействие между клиентами и поставщиками услуг, тем более что таких полезных кейсов на рынке уже множество. В то же время некоторые рабочие процессы пока переводятся на цифру скорее для галочки, чем для реальной пользы, и в этом случае главная цель – экономия ресурсов – попросту дезавуируется.
Не так давно в одной из социальных сетей распространялся ролик, в котором люди объясняли, почему они работают спустя рукава. Тут же фигурировала и причина недобросовестного отношения к делу – девушка по имени Галочка, чью роль исполнила симпатичная актриса в крайне лаконичном костюме. Возможно, именно на нем зрителю и стоило бы сосредоточиться, но по какой-то причине добрая половина мизансцен, разыгранных в ролике, имела отношение к транспортной сфере. Так, убедительно ссылаясь на привлекательную Галочку, герои ролика укладывали дорожное покрытие под дождем и ремонтировали самолет на бумаге, а не на самом деле. В финале авторы ролика призывали делать любое дело для себя, а не для улыбчивой девушки в микроскопических шортах. Говоря деловым языком – работать не формально, а ради конкретной цели. Однако, помимо декларирования слогана, с которым нет смысла спорить, ролик заставил вспомнить и реальные примеры формального подхода к решению практических задач и, увы, первым из них оказался электронный документооборот на железнодорожном транспорте.

Казалось бы, вопрос о том, зачем менять бумажные документы на электронные, прост. Ответ очевиден – чтобы сэкономить время участников сделки. Если бумажки заменить электронными формами, то не надо никуда ехать и ждать, пока начальник поставит подпись, а секретарь – синюю печать. Однако на практике все не так просто, потому что электронный документооборот в обиход, конечно, уже введен, но отправку бумажных версий документов по почте пока никто не отменял. В итоге формально цифровизация есть, а фактически времени на возню с бумагами уходит больше, чем раньше, когда все делалось по старинке. Более того, некоторых такая цифровизация приводит к дополнительным расходам. Например, крупным компаниям с большим объемом документации приходится нанимать специальных сотрудников, которые только и занимаются переводом информации с бумажных форм в электронные и обратно.

Что думают по этому поводу специалисты по цифре? Они объясняют: двойная работа получается из-за того, что техническое задание составлено неверно и человек, его написавший, не понял сути цифровизации. Действительно, точное техзадание исключительно важно. Неслучайно ответ на вопрос о том, каким может быть результат без внятного ТЗ, любой технический специалист знает назубок и произносит его не задумываясь и в рифму. Конечно, несправедливо обвинять в формальном подходе к цифровизации одних лишь железнодорожников, потому что нечто похожее можно увидеть где угодно, да хотя бы в обычной аптеке, куда граждане несут рецепт с QR-кодом в надежде, что современные средства коммуникации помогут им за пару минут получить нужное лекарство. А вот и нет, быстро не получится. Фармацевт должен, помимо манипуляций со сканером и проставления галочек в компьютере, еще и в толстой книжке все записать. Для тех же, кто удивляется нововведениям, тут же вывешено объявление: «В связи с переходом на электронный документооборот время оформления рецептов увеличено».

Стоит отметить, что проблема с постановкой цели при цифровизации чего угодно более характерна для чиновников, чья судьба – в первую очередь выполнять распоряжения начальства. Бизнес, в отличие от государственных людей, умеет ставить себя на место клиента и четко понимает, что, зачем и для кого он делает. Чиновнику сделать то же самое мешает менталитет, предписывающий, во-первых, воспринимать клиента как просителя, и, во-вторых, фиксировать все коммуникации на бумаге. Вот, например, что говорит эксперт по таможенному декларированию товаров. «Самая большая проблема, которую нам предстоит решить, – это менталитет таможенников. Представить ситуацию, когда у них нет бумажек, – это пока тяжело», – поясняет специалист. По его мнению, цифровизация в этой сфере будет зависеть от того, насколько быстро таможенные офицеры изменят свое отношение к электронным документам и начнут воспринимать их точно так же, как бумажные. Эксперт сетует, что пока практика далека от совершенства и от тех прекрасных идей, которые транслирует ФТС. Но есть и надежда. «Если таможенникам объяснить, что такое блокчейн, убедить их внедрить это в процесс, то с этим главным человеческим фактором можно будет побороться», – полагает он.
Что ж, мы тоже будем объяснять, убеждать и надеяться на лучшее, особенно на то, что инновации будут внедряться не для галочки, а для пользы общего дела, и здравый смысл в итоге победит.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions