+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2020 09:16:10
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В феврале на сети РЖД зафиксирована углеводородная недостаточность

Перевозки нефтегрузов на сети РЖД в феврале 2020 года сократились до 18,8 млн т, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2019-го.

Основные проблемы возникли с отправками темных нефтепродуктов. Между тем именно они всегда были основой трафика по сети РЖД. В частности, мазута в феврале текущего года было перевезено 4,9 млн т, что на 3,4% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. Львиная его доля обычно отправлялась на экспорт.

Однако как раз экспорт и потянул погрузку на сети РЖД вниз (-6,9%). Специалисты одного из НПЗ объяснили это ужесточением стандартов Международной морской организации (IMO), которые с 1 января 2020 года стали ограничивать содержание серы в судовом топливе с 3,5 до 0,5%. А среди отечественных НПЗ лишь единицы имеют оборудование для выпуска такого бункерного топлива. Для этого необходимы установки гидрокрекинга.

«Соответственно ожидаем период низких цен и убытков из-за снижения спроса на мировом рынке темных нефтепродуктов», – объяснил представитель НПЗ. Дело в том, что сернистый мазут дешевеет и в РФ.

У бензина – внутренние резервы

Впрочем, руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» компании Argus Сергей Агибалов отметил, что для роста потребления нефти на внутреннем рынке есть объективные причины, в частности модернизация НПЗ. Благодаря этому погрузка дизтоплива увеличилась до 3,5 млн т (+8,7%).

Такой прирост выпуска мазута и дизтоплива в РФ создал нефтяным компаниям сложности: они вынуждены искать маржинальные рынки сбыта и конкурировать с другими поставщиками. Суда по структуре погрузки, они находят резервы прежде всего на внутреннем рынке, куда направлялось более 2/3 объемов отправок дизтоплива. Причем прирост поставок на экспорт и на внутренний рынок оказался сопоставимым.

В последние годы стали расти и отправки бензина, который в значительной мере предназначен для внутреннего потребления. В феврале его погрузка составила 2,7 млн т (+9,5%).

Что в сыром остатке?

Что же потянуло вниз железнодорожные перевозки в феврале текущего года? Во-первых, сырая нефть (-30,2%), которая продолжает перекочевывать в систему трубопроводов. И лишь небольшие партии достаются железным дорогам – в основном для внутреннего потребления. Иными словами, для переработки на НПЗ.

Во-вторых, энергетические газы: их погрузка составила в феврале 4,4 млн т, что на 2,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Основная причина заключается в том, что рост на внутренних маршрутах доставки газов в цистернах не смог перекрыть падение по экспорту (-8,3%).

А это почти половина всей погрузки энергетических газов. Причина – конкуренция с другими видами транспорта.

Темные – на пороге падения

Прогнозы погрузки нефтеналива по сети РЖД весьма противоречивы. С одной стороны, ожидается прирост отправок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок.

С другой – просматривается спад поставок темных нефтепродуктов за рубеж. Причем их объемы могут быть скорректированы в сторону уменьшения, полагают независимые эксперты.

Таково следствие падения мировых цен на нефть. Поэтому нефтяным компаниям вместо экспорта нефтепродуктов сейчас, как это ни парадоксально, становится выгоднее гнать сырье нефть на экспорт. А оно, как известно, прокачивается до морских терминалов по трубе.

Битумная лихорадка

Есть, конечно, сегменты, которые могут составить исключение. Например, авиационный керосин: его экспорт по сети РЖД в феврале вырос в 1,5 раза. Увеличились на 15,2% перевозки и на внутренних направлениях. Однако сами по себе эти объемы невелики и неспособны сколько-нибудь серьезно повлиять на итоговые показатели железнодорожной погрузки.

То же можно сказать о битуме. Несмотря на то, что для его доставки требуется специализированный подвижной состав и требования к нему на сети РЖД в последнее время ужесточились, объемы железнодорожной погрузки в феврале выросли на 18%, в том числе на экспорт – в 1,5 раза.

Основные поставки битума на экспорт – в страны СНГ. Правда, этот рынок крайне зависим от объемов строительства и ремонта автодорог. Сейчас подряды активизировались. Но надолго ли?

В прошлом году поставщики битума уже не раз испытывали сложности со стороны таможни. На экспорт битума вводились квоты.

Смазкой сеть не поднимешь

В заключение заметим, что не все виды экспорта наливных грузов, которые перевозят небольшими партиями по железной дороге, имеют тенденцию к росту.

Это, например, относится к минеральным маслам и смазкам: в феврале их вывоз за рубеж по сети РЖД сократился на 17% – отчасти из-за переключения на другие виды транспорта, отчасти из-за роста перевозок в танк-контейнерах.

Причем в перспективе ожидается увеличение таких перевозок в танк-контейнерах на экспорт. Ну а на внутреннем рынке прогнозируется рост перевозок в железнодорожных цистернах. Он уже наметился в феврале 2020 года.

Однако все это не отменяет довольно пессимистических настроений по ключевым для ОАО «РЖД» нефтеналивным номенклатурам. В целом в марте из-за кризисных настроений погрузка углеводородов в цистернах рискует уйти вниз.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions