+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.05.2021 10:36:31
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В апреле РЖД взяли курс на доковидный уровень погрузки

Погрузка в апреле текущего года на РЖД выросла на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Это дало перевозчику основания утверждать, что сеть может выйти в 2021 году на доковидный уровень.
Однако следует учесть, что если в прошлом году апрель оказался провальным периодом по данному показателю (-5,9% к 2019 г.), то в истекшем месяце погрузка всего лишь, по сути, вернулась на уровень, предшествующий пандемии.

Здесь необходимо также принять во внимание то, что, в свою очередь, в апреле 2019 года, на который обычно ориентируются, погрузка на сети по ряду причин оказалась на 1,9% ниже, чем в апреле 2018-го.

Напомним, что в апреле 2019 года погрузка просела, как вынуждены были признать в ОАО «РЖД», из-за ранней речной навигации на фоне широкого развертывания ремонтно-путевых работ на железнодорожной сети. Поэтому логичнее сравнивать два последних весенних месяца с апрелем 2018-го. В таком случае корректнее говорить о достижении доковидного уровня, а не о его превышении.

Тем не менее в холдинге, судя по выступлению генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова на итоговой коллегии Минтранса России, едва ли не поспешили пересмотреть прежние прогнозы.

«Первая задача для ОАО «РЖД» – в кратчайшее время выйти на объемные показатели по перевозкам до уровня 2019 года и превзойти их. В начале текущего годы мы оценивали возможность решения этой задачи в II полугодии 2022-го. Текущие результаты позволяют более оптимистично смотреть на сроки восстановления. Есть хорошие предпосылки восстановления к концу текущего года», – отметил О. Белозеров.

Уголь выручил железнодорожников

Оптимизма прибавила погрузка угля (+10%). С учетом прошлогоднего ее снижения здесь действительно можно говорить о движении угольщиков к возврату на тот уровень, которого они достигли до пандемии.

Этому способствовал прежде всего экспорт добытой продукции в Китай. В РФ воспользовались тем, что сейчас в КНР приостановлены поставки угля из Австралии. Как образно выразился один из респондентов при опросе в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», который проводит журнал РЖД-Партнер, полувагоны с углем «поперли» маршрутами в китайском направлении.

Угольщики смогли частично разгрузить свои складские запасы, накопленные ранее. Именно поэтому апрельская динамика погрузки превысила темпы роста добычи угля – последняя увеличилась на 7,3%, согласно данным центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК). Причем, судя по ним, основную прибавку обеспечили СУЭК и УК «Кузбассразрезуголь».

По материалам, представленным информационно-справочным порталом «Железнодорожные перевозки», в апреле также выросли и внутренние отправки угля. Причина довольно-таки простая: холодная погода, которая увеличила потребность российских регионов в топливе для ТЭЦ.

Минудобрения и контейнеры – в цене

Другим драйвером погрузки на РЖД стали минудобрения. Здесь темпы роста превысили и аналогичный показатель, отмеченный в марте текущего года, и апреля 2019-го.

По данным ИСП «Железнодорожные перевозки», в целом наивысшая динамика была зафиксирована в перевозках удобрений фосфорных (+25,8%), на втором месте – калийные (+16,4%), на третьем – смеси (прочие виды удобрений – +10,5%). Азотных удобрений было перевезено по РЖД на 8,4% больше. Однако именно они составили основной объем отправок.

Больше всего удобрений в апреле (как и в первом месяце весны) текущего года было отправлено предприятиями Пермского края, Мурманской, Вологодской, Новгородской и Тульской областей.

В структуре погрузки преобладал экспорт. Основная часть погрузки заадресовывалась в Китай и Бразилию, а также в Швейцарию, США и Финляндию.

Экспорту способствовало то, что в РФ введен в действие национальный стандарт на минудобрения, в котором ограничения на содержание токсичного кадмия в удобрениях в 3 раза более жесткие по сравнению с вводимыми в ЕС с июля 2022 года, сообщил президент РАПУ Андрей Гурьев.

В РФ основными потребителями удобрений традиционно стали аграрии Вологодской, Саратовской, Ленинградской, Воронежской областей и Краснодарского края. Однако по сравнению с экспортными отправками ситуация на внутренних маршрутах РЖД выглядела довольно-таки вялой.

Как обычно, железнодорожников выручили контейнеры и грузы, отправляемые небольшими партиями (прочие).

В ОАО «РЖД» особенно выделяют ситуацию с транзитом: рост динамики заметный, но по мере стабилизации морских перевозок через Суэцкий канал – в апреле она все-таки выглядит слабее, чем в марте.

Да и объемы перевозок железнодорожного транзита на оси страны ЕС – АТР не особенно велики, чтобы как-то влиять на сводные результаты погрузки на РЖД.

Куда утекает нефть

Однако по целому ряду номенклатур, весьма существенных по объемам, о восстановлении погрузки по сравнению с 2019 годом говорить рановато. Это касается в первую очередь нефти и нефтепродуктов.

В частности, по перевозкам сырья динамика налива просто провальная (-20%), по нефтепродуктам картина несколько лучше. Перевозки мазута выросли на 12% за счет экспорта.

Транспортировки бензина увеличились на 23%. Это произошло, наоборот, за счет внутренних маршрутов: после завершения серии ранних в 2021 году ремонтов НПЗ потребовалось срочное пополнение баз горючим из-за возросшего спроса потребителей.

Рост перевозок битума участники рынка объяснили ранним финансированием дорожно-строительных работ. Соответственно активизировались и его железнодорожные перевозки – опять-таки на внутренних маршрутах.

Однако в апреле нефтегрузы в суммарном итоге снова оказались в минусе.

Тормоз для стройки

Не порадовала погрузка и стройматериалов. Здесь спад, как рассказал представитель одного из карьеров в рамках опросов по «Индексу качества услуг на железнодорожном транспорте», образовался из-за локального дефицита полувагонов на Северо-Западе, в Сибири и на Юге РФ.

Отчасти потому, что парки были переориентированы на те полигоны, где грузили уголь, отчасти – из-за вывода значительного объема подвижного состава в нерабочий парк и размещения в отстой в местах, удаленных от станций погрузки стройматериалов.

В итоге на сети оказались не готовы к раннему старту вывоза щебенки для автодорожного строительства. А с учетом раннего вскрытия рек часть груза ушла на водный транспорт.

Не улучшили сводного результата и закупки щебня для балласта со стороны ОАО «РЖД»: судя по статистике, предоставленной ИСП «Железнодорожные перевозки», перевозки в апреле данной номенклатуры сократились на 25,8%. Правда, это немного лучше, чем было в марте (-38,7% к аналогичному периоду 2019 г.).

Тем не менее такая статистика выглядит странной на фоне заверений представителей холдинга об активном развертывании ремонтных окон весной и проектов развития Восточного полигона. Но она отчасти объясняет, почему при росте погрузки на сети сейчас нет всплеска по брошенным поездам.

Кто тянет погрузку вниз

Снизилась в апреле погрузка и черных металлов. Здесь сложилась своего рода вилка: приросту экспорта способствовал рост мировых цен на стальную заготовку и прокат.

Однако по этой же причине дистрибьюторы в центре РФ взвинтили цены на арматуру и ряд других металлоизделий. При этом металлурги, на которых вынуждены ориентироваться металлотрейдеры, расписали следующие повышения вплоть до августа. Все это вызвало вопросы ФАС России, поскольку стало сдерживать развитие от переработчиков и потребителей металла, включая строительную отрасль. Соответственно это потянуло внутреннюю погрузку на РЖД вниз.

В Минпромторге России подготовлен проект постановления, в котором железную руду, стальные полуфабрикаты, прокат, а также необработанный алюминий и некоторую продукцию из алюминия и меди предлагается включить в перечень товаров, существенно важных для внутреннего рынка РФ. В отношении таковых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или даже запрет экспорта. Все это не добавило оптимизма насчет перспектив погрузки отечественного рынка ГМК.

В минусе в апреле оказался и целый ряд других номенклатур.

Что дальше?

И все же майский среднесуточный план работы ОАО «РЖД», по данным источника из холдинга, сверстан с ростом на 8%. Но даже при такой высокой динамике показатель будет ниже, чем за аналогичный месяц 2019 года. И опять-таки тогда погрузка снизилась по сравнению с маем 2018-го на 3,8%, а активность работ в ремонтных окнах на сети была гораздо выше, чем в текущем году.

Это указывает на то, что для корректного сравнения с доковидным уровнем погрузки следует дождаться результатов за июнь – август текущего года, когда действие ряда факторов, сбивающих пока целевые ориентиры, будет нивелировано. Иными словами – когда станут сопоставимыми такие факторы, как влияние на сеть других видов транспорта, неустойчивые по весне, и начнутся в полном объеме ремонты на железнодорожной сети.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions