+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.02.2021 11:45:47
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка на РЖД хоть и подросла, но проблемы остались прежними

В январе 2021 года погрузка РЖД с трудом вышла из отрицательной зоны. Несмотря на продолжительные праздники, заставившие строить пессимистические прогнозы, во второй половине грузоотправители постарались наверстать упущенное.
Как результат ускорения – в январе погрузка на сети составила 101,2 млн т, что на 1% больше, чем за тот же месяц 2019 года.

Напомним, что в декабре прошлого года, по оперативным данным ОАО «РЖД», погрузка ушла в минус (-2,7% к уровню 2019 г.). По-видимому, сеть в последний месяц года не смогла пропустить все заявленные объемы. И часть грузопотоков двинулась в путь только в январе.

По мнению участников рынка, между декабрем и январем заметна своеобразная рокировка. Косвенно это подтвердил источник в ОАО «РЖД», сообщивший, что первый месяц текущего года в целом сохранил основные тренды последнего месяца прошлого года. Но что это значит?

Надежды на лучшее

Напомним, что декабрь 2020 года сеть завершила с ухудшением ряда показателей качества. Это касалось оборота вагона и количества отставленных от движения вагонов. Основные проблемы с простоями вагонов возникли на Восточном полигоне и на подходах к российским морским портам Южного бассейна.

Собственно, почти то же самое наблюдалось и в январе 2021 года. Правда, в ОАО «РЖД» надеются на улучшение ситуации в дальнейшем.

«По итогам 2021-го погрузка прогнозируется чуть выше уровня минувшего года. Дополнительным стимулом для ее роста может стать государственная поддержка экспорта, а также увеличение производственных мощностей по ряду номенклатур», – сообщил на недавнем брифинге заместитель генерального директора – начальник фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило.

Уголь помог РЖД

Как следует из статистики, погрузку в январе вывел в зеленую зону прежде всего уголь. Причем рост мог быть больше – по итогам первых трех недель прибавка в оборотах составила +7%.

Но потом интенсивность экспортных отправок притормозили образовавшиеся заторы на востоке и юге. Итоговый результат – рост погрузки угля на 5,2%.

Это указывает на то, что угольную энергетику пока хоронить рановато. Уголь, как сообщил аналитик рейтингового агентства АКРА, пока что остается одним из наиболее дешевых и доступных источников энергии в мире. И в целом эта тенденция сохранится на горизонте ближайших 5–10 лет.

Понятно, что основное его потребление будет сконцентрировано в странах АТР, где доля данного вида топлива в энергобалансе сохраняется на уровне 47%. А в этом регионе потребляется 44% от всей энергии в мире.

Однако сенсацией стали результаты исследования, которое недавно было обнародовано экспертом по европейской энергетической политике и геополитике Мадалиной Сису Викари. Из него следует, что доля угля в странах ЕС сегодня составляет 13%.

Это означает, что за предыдущие 10 лет его потребление европейскими странами в структуре их энергобаланса сократилось всего на 1%. Причем, судя по увеличению январских закупок угля из-за холодной зимы и необходимости выдать больше тепла с минимальными затратами, доля угля в генерации ЕС может вернуться по итогам текущего года к исходному показателю – 14%.

Во всяком случае, январский рост потребления угля в ЕС оценивается +17%. В общем, нынешние зимние холода внесли свою поправку в процесс борьбы за зеленые технологии. И несколько оживили погрузку на РЖД еще и в направлении морских портов Северо-Западного бассейна. Увеличился спрос на отправки угля и через порт Мурманск.

Правда, по данным Международного энергетического агентства, основным риском для угольных компаний остается волатильность цен на мировом рынке. Сейчас ряду российских угледобывающих компаний приходится работать с низкой рентабельностью. Выручает, впрочем, снижение курса рубля по отношению к доллару. Так что пока уголь, как выясняется, остается одним из самых надежных поддерживающих факторов погрузки на РЖД.

В связи с этим выдвинута идея построить еще один железнодорожный погранпереход в Китай для пропуска поездов с углем. В Госсовете по направлению «Энергетика» предложили рекомендовать правительству рассмотреть строительство погранперехода в зоне села Староцурухайтуй.

Причина – недостаточная пропускная способность железнодорожного погранперехода через Забайкальск. Перегрузка с российской колеи на китайскую создает определенные затруднения. Это приводит к появлению брошенных поездов на РЖД. Однако вопрос об увеличении объемов передачи угля через железнодорожные погранпереходы требует решения на межправительственном уровне.

Зерно поспешило на экспорт

Еще одним драйвером в январе стало зерно: его погрузка выросла в 1,7 раза. Это произошло на фоне роста спроса на зерно на мировом рынке, где его запасы в последнее время пополнялись преимущественно за счет Китая и Индии. По оценкам Национального союза зернопроизводителей, Россия может экспортировать в текущем сезоне меньше зерна, чем в 2020/2021 году, но тем не менее останется крупнейшим его экспортером.

Взрывной рост погрузки зерна на РЖД связан с тем, что трейдеры в январе спешили отправить как можно больше своей продукции по выгодным ценам на мировом рынке и до введения на экспорт зерна с середины февраля экспортной пошлины в РФ. Это же подтвердил гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Соответственно, по его словам, январь станет пиком в погрузке пшеницы на РЖД. А затем ее динамика, вероятнее всего, пойдет на спад.

Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин добавил, что приток на железную дорогу также связан с тем, что в декабре на подходах к портам Южного бассейна скапливались большие очереди грузовиков.

Независимые эксперты подтвердили, что автоперевозчики предложили трейдерам более привлекательную цену, чем железнодорожники. Однако из-за непогоды терминалы работали с перебоями. Поэтому отправители и стали возвращаться на железную дорогу. На СКЖД радовались притоку зерна, пока на сети не образовались заторы из вагонов.

В Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника уточнили, что экспортные пошлины в РФ должны способствовать снижению объемов экспорта и переориентировать участников рынка с продажи сырья за рубеж на экспорт сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью.

Не исключено, что вывоз зерна перед введением пошлин могут тормозить в феврале не только капризы погоды на Юге, но и российская таможня. Причем не только на Юге, но и по другим экспортным направлениям (за исключением перевозок в страны Таможенного союза).

Минудобрениям помог внутренний рынок

Довольно активно в январе осуществлялась и погрузка минудобрений (+10,6% к аналогичному периоду прошлого года).

По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), в январе 2021 года, как и в 2020-м, динамика погрузки на РЖД была обусловлена ростом внутреннего потребления минудобрений. Поставки отечественным аграриям увеличились на одну пятую от прошлогодних объемов, тогда как на экспорт рост не превышал 2%.

По данным РАПУ, наибольший прирост в поставках зафиксирован в категории калийных удобрений. Гораздо ниже динамика погрузки азотных и фосфорных удобрений.

Что касается экспорта, то, по данным экспертов, в январе цены на минудобрения оставались высокими в Европе, Бразилии, Аргентине и США. Это, собственно, и определило направления железнодорожного экспорта в январе.

В дальнейшем активность экспорта на РЖД может снизиться в связи с решением правительства РФ повысить НДПИ для отрасли в 3,5 раза.

Лом запрыгнул в уходящий вагон

Среди других драйверов – лес: +9,4% в объемах отправок на сети к январю прошлого года. Это случилось благодаря устойчивым морозам, способствовавшим интенсивному вывозу заготовленной древесины с зимников.

Был также отмечен скачок в погрузке лома черных металлов (+39%). Это произошло на фоне намерений статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова ввести запрет на вывоз лома, если цена на арматуру на внутреннем рынке не начнет снижаться.

Он напомнил, что в прайсе строительного сортамента около 80% – это цена на лом. Отсюда и появилось намерение ввести, как и в прошлом году, временную экспортную пошлину.

Грузы ниже плинтуса

Хотя в правительстве всячески старались поддержать строительную отрасль, тем не менее стройматериалы потянули погрузку РЖД в январе вниз. По инертным грузам объемы упали на 3,8%, а у цемента плюс сменился на минус (хотя и небольшой – -0,1%).

Правда, в «Союзцементе» прогнозируют в перспективе увеличение погрузки цемента – на фоне поддержки государством льготной ипотеки и реализации программ строительства автодорог в ряде регионов. Однако если учесть, что в 2020 году доля железнодорожных перевозок цемента уменьшилась с 45 до 44%, то не исключено, что в 2021 году рост будет отмечен не наРЖД, а у автоперевозчиков. Цемент, да и некоторые другие номенклатуры, имеет склонность перекочевывать на шоссе.

Как и в прошлом году, в отрицательную зону ушла погрузка черных металлов (-10,8%) и железной руды (-2,9%). Причины те же: низкий платежеспособный спрос на металл внутри РФ и продолжающийся спад в продажах на экспорт.

Ну и, как обычно, тяжелее всего на итоги января для РЖД повлиял спад по нефтегрузам (-9,6%).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions