• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 53.77 0 EUR ЦБ РФ 56.36 0
    BTC 19307.08 usd BTC 1052235.86 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.04.2022 12:18:22
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

При отсутствии эмбарго на российский уголь со стороны Азии главной проблемой угольной промышленности является построение оптимальной логистики

По итогам 2021 года российские угольные компании экспортировали на мировой рынок уголь на сумму свыше $17 млрд, в том числе на долю стран Евросоюза – в районе $3,5 млрд, что составляет около 20% от общего объема экспортной выручки угля.
При отсутствии эмбарго на российский уголь со стороны Азии главной проблемой угольной промышленности является построение оптимальной логистики
В сложившихся политических реалиях ожидать смены вектора и отмены введенного эмбарго не стоит. Безусловно, европейское эмбарго на продукцию российской угольной промышленности окажет существенное влияние на сформированную конфигурацию мирового и внутрироссийского угольного рынка.

Ключевым рынком сбыта для России остается Юго-Восточной регион Азии. По результатам 2021-го доля российского экспорта в страны данного региона существенна: в сегменте коксующегося угля – около 60%, в сегменте энергетического – 52%, бурого угля – 99%. Становится очевидным необходимость активного перераспределения грузовых потоков с запада на восток с целью возмещения выпадающих объемов угольных компаний. В таких условиях ускорение процессов модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона является критически важным для национальной экономики.

Рост пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (с 58 млн т в 2012 г. до 145 млн т в 2021 г.) становится недостаточным с учетом необходимости перевозок и прочих грузов.

Китай и Индия являются основными потребителями угля на мировом рынке. Потенциал наращивания сбыта угля для нужд данных стран высок, однако российским угольным компаниям необходимо выдержать конкуренцию на мировом рынке, прежде всего с Индонезией, на долю которой приходится 40–42% экспорта энергетического угля (доля РФ – 18–19%).

В целом санкционная политика Евросоюза существенно повлияет на мировую цепь поставок угля и транспортно-логистические процессы, которые ее сопровождают. Ожидаемые результаты могут быть неоднозначны для всех участников рынка. Замещение российского угля в топливно-энергетическом балансе стран ЕЭС возможно за счет поставок из Индонезии и Австралии, что, конечно же, за счет транспортной и логистической составляющей приведет к росту стоимости поставки. Уже сейчас цена майских фьючерсов на уголь в Европе достигла уровня $330 за тонну. Для Российской Федерации это потеря традиционного рынка сбыта угля, где стабильные поставки обеспечивала российская транспортная сеть и угольная промышленность.

Если рассуждать о тех трудностях, с которыми уже приходится сталкиваться российским грузоотправителям и операторам, здесь самый главный вопрос – оперативная переориентация угольных потоков на восток. В случае роста экономик Китая и Индии можно ожидать и увеличения спроса на российский уголь. Необходимо быть готовым к предоставлению существенных скидок (как на примере поставок нефти в ту же самую Индию). Китайская сторона уже выражает готовность увеличения экспорта российского угля до 100 млн т в течение ближайших 5 лет (что автоматически сделает его основным импортером угля).

Можно осторожно прогнозировать, что в случае отсутствия эмбарго на российский уголь со стороны Азии главной проблемой угольной промышленности является построение оптимальной логистики. Вывод очевиден: перспектива роста потребления российского угля требует активного расширения мощностей транспортно-логистической инфраструктуры по всем без исключения видам транспорта (морской, автомобильный, железнодорожный) и предложение азиатским партнерам всего комплекса логистических услуг.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions