Ключевым рынком сбыта для России остается Юго-Восточной регион Азии. По результатам 2021-го доля российского экспорта в страны данного региона существенна: в сегменте коксующегося угля – около 60%, в сегменте энергетического – 52%, бурого угля – 99%. Становится очевидным необходимость активного перераспределения грузовых потоков с запада на восток с целью возмещения выпадающих объемов угольных компаний. В таких условиях ускорение процессов модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона является критически важным для национальной экономики.
Рост пропускной способности железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (с 58 млн т в 2012 г. до 145 млн т в 2021 г.) становится недостаточным с учетом необходимости перевозок и прочих грузов.
Китай и Индия являются основными потребителями угля на мировом рынке. Потенциал наращивания сбыта угля для нужд данных стран высок, однако российским угольным компаниям необходимо выдержать конкуренцию на мировом рынке, прежде всего с Индонезией, на долю которой приходится 40–42% экспорта энергетического угля (доля РФ – 18–19%).
В целом санкционная политика Евросоюза существенно повлияет на мировую цепь поставок угля и транспортно-логистические процессы, которые ее сопровождают. Ожидаемые результаты могут быть неоднозначны для всех участников рынка. Замещение российского угля в топливно-энергетическом балансе стран ЕЭС возможно за счет поставок из Индонезии и Австралии, что, конечно же, за счет транспортной и логистической составляющей приведет к росту стоимости поставки. Уже сейчас цена майских фьючерсов на уголь в Европе достигла уровня $330 за тонну. Для Российской Федерации это потеря традиционного рынка сбыта угля, где стабильные поставки обеспечивала российская транспортная сеть и угольная промышленность.
Если рассуждать о тех трудностях, с которыми уже приходится сталкиваться российским грузоотправителям и операторам, здесь самый главный вопрос – оперативная переориентация угольных потоков на восток. В случае роста экономик Китая и Индии можно ожидать и увеличения спроса на российский уголь. Необходимо быть готовым к предоставлению существенных скидок (как на примере поставок нефти в ту же самую Индию). Китайская сторона уже выражает готовность увеличения экспорта российского угля до 100 млн т в течение ближайших 5 лет (что автоматически сделает его основным импортером угля).
Можно осторожно прогнозировать, что в случае отсутствия эмбарго на российский уголь со стороны Азии главной проблемой угольной промышленности является построение оптимальной логистики. Вывод очевиден: перспектива роста потребления российского угля требует активного расширения мощностей транспортно-логистической инфраструктуры по всем без исключения видам транспорта (морской, автомобильный, железнодорожный) и предложение азиатским партнерам всего комплекса логистических услуг.