+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.09.2024 09:18:42
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Значительные расходы на обслуживание парка «съедают» доходность от оперирования полувагонами на экспортных перевозках угля

«Ножницы» с одной стороны выросшим тарифом РЖД, с другой – потолком ставок предоставления вагонов под погрузку делают операторский бизнес всё менее рентабельным.
Значительные расходы на обслуживание парка «съедают» доходность от оперирования полувагонами на экспортных перевозках угля
Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук представил на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной РЖД-Партнером, результаты анализа транспортных расходов грузоотправителей при отправке угля на экспорт на маршруте Кузбасс–Находка. Изменения оценивались в разрезе 20 лет на одном и том же маршруте.

На продемонстрированном экспертом слайде обозначены стоимость перевозки по прейскуранту №10-01 (синяя линия) и то, в какую цену в конечном итоге грузоотправителю обошлась транспортировка угля на этом маршруте (зеленая линия).

«В самом начале развития операторского движения операторы давали скидки к полному прейскуранту №10-01: 3%, 5%, 7%. В тот период компании-грузоотправители, у которых был свой парк или свои транспортные компании, принимали решение о выходе из этого бизнеса, потому что был рынок, где вагоны можно было взять дешевле. Через несколько лет рыночная ситуация, издержки операторов привели к тому, что ставка предоставления грузового вагона в сумме с регулируемым государством тарифом стали повышать транспортные расходы грузоотправителей», – рассказал В. Савчук.

До середины 2021 года высокие экспортные цены и низкий тариф РЖД позволяли существенно увеличить цены предоставления вагонов под перевозку. Разница между Прейскурантом 10-01 и конечными транспортными расходами грузоотправителей постоянно увеличивалась, достигнув максимума в 2021 – 1 полугодии 2022 года и составив 50%. А 1 июня 2022 года РЖД отменили скидки на перевозку угля – -60% от тарифа – и на маршруте Кузбасс–Находка тарифы РЖД выросли на 70-80% год к году. В этот период операторы начали снижать ставки предоставления вагонов, уменьшая свою доходность на этом маршруте. С течением времени, в 2023 году, они вернулись на прежний уровень и стали умеренно повышаться, однако возможностей для существенного повышения ставок предоставления нет, потому что сверху уже – разумный предел покупательской способности угольных компаний и цены на внешних рынках.
«Сэкономили или не сэкономили на частных вагонах грузоотправители – говорить не приходится: тарифы РЖД [в апреле 2024 года] проиндексированы в 9,6 раза (к тарифу 2003 года, тариф по П№10-01 – 252,7 тыс руб), но транспортные расходы (тариф РЖД + ставки предоставления парка) выросли еще сильнее – в 11 раз (292,8 тыс руб). В настоящее время превышение транспортных расходов грузоотправителей над тарифом по П10-01 на маршруте Кузбасс–Находка составляет  +15%, – подчеркнул В. Савчук. – Эти данные представлены в ценах соответствующих лет. Рубль в 2021 году и 2024 году, как и покупательская способность, совершенно разные. При этом доходность полувагона на данном маршруте за последние 3 года сократилась в 1,5 раза».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions